2017-04-16 22:23:00 Интервью с Борисом Соловьевым
Соловьев Борис Борисович, начальник отдела департамента государственной политики в сфере общественного образования Минобрнауки России:
Почему именно Волгоград стал площадкой для олимпиады по английскому языку?
Волгоград уже не первый раз проводит всероссийскую олимпиаду школьников, в частности, по английскому языку. При выборе площадки мы в первую очередь руководствуемся научно-педагогическим потенциалом и опытом организаторов. Волгоградский государственный социально-педагогический университет уже хорошо зарекомендовал себя, поэтому выбор был сделан именно в пользу города-героя.
Каково в этом году количество участников?
Как правило, на заключительном этапе оно стабильно. За последние годы Министерство внесло изменения в правила проведения олимпиады, и мы уже в орбиту олимпиадного движения привлекаем учащихся пятых классов, что раньше было невозможно. То есть олимпиадное движение растет, ребята в него включаются. Надо отметить, это, конечно, другая категория детей. Они более мотивированные, начитанные, участники олимпиады по английскому языку знакомятся с литературой в оригинале.
Какого уровеня была эта олимпиада?
По английскому языку в этом году, как отмечают сами ребята, задания были достаточно сложные. Но тем не менее уровень высокий, подготовка становится лучше с каждым годом.
Как участие в олимпиаде поможет ребятам в будущем?
Победители заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников получают дипломы и в соответствии с указом президента РФ премию в размере 60 тысяч рублей, конечно, они будут иметь преференции при поступлении в вузы России. Категория «призеры» получит премию в размере 30 тысяч и также преимущества для поступления.
Сколько было участников и из каких регионов?
В этом году было представлено более 69 субъектов Российской Федерации. Для нас это очень показательно, потому что сегодня почти все субъекты включены в орбиту олимпиадного движения.
Можно ли определить, в каких регионах лучше знают английский язык?
Школьники из тех регионов становятся победителями и призерами, где работа по подготовке налажена совместно и с органами управления образованием, школами, учителями, вузами, сектором дополнительного образования. Когда профессионалы занимаются с категорией одаренных детей, ребята показывают очень хорошие результаты. То есть работа с талантливыми детьми, их выявление, их сопровождение на олимпиады, финансирование участия дает эффект. Из года в год хорошо выступают разные регионы. Это не только столица. Нужно понимать, что Москва и Санкт-Петербург в силу того, что в них представлено много университетов, музеев, есть дополнительные ресурсы, лидируют. Но это не означает, что другие регионы отстают, для них это просто мотивация целенаправленно работать с определенной категорией школьников.
Что можно изменить в системе образования, чтобы повысить уровень преподавания иностранного языка?
На самом деле, мы уже многое делаем. Ярким тому пример — Волгоградский государственный социально-педагогический университет. Этот университет совместно с комитетом образования и науки Волгоградской области работает над повышением квалификации учителей. Стоит отметить институт повышения квалификации Волгоградской области, который также делает акцент на роботу с учителями по английскому языку. Это серьезная, осознанная подготовка.
Английский язык сегодня должен знать каждый. Однако какие еще языки становятся популярнее?
В прошлом году в рамках всероссийской олимпиады школьников мы запустили новые языки: китайский, итальянский и испанский. Это говорит о том, что разнообразие, в частности языковое, украшает наш процесс образования. Как говорится, в разнообразии мы едины. Я бы не стал делать уклон на английский, сейчас интерес детей не сводится только к романо-германской группе языков все привлекательнее, например, китайский.
Можно ли сказать, что олимпиада стала своеобразным праздником для участников?
Я уверен, что это праздник не только для самих ребят, но и для всех, кто причастен к олимпиаде. Это жюри и педагоги Волгоградского университета. Отмечу, что пока ребята выполняли задания, для преподавателей были организованны мастер-классы.