2017-02-09 19:35:00
Итак, западная философия зародилась в колыбели западной цивилизации - Древней Греции. Почему именно там?
Древняя Греция представляла из себя конгломерат городов-государств (полисов), общественная жизнь которых находилась на высокой степени развития.
Греки много путешествовали и перенимали знания других народов. Однако эти знания они не просто поглощали, но перерабатывали и разрывали.
Духовный мир Эллады был представлен развитыми системами мифологических представлений (произведения Гомера и Гесиода).
Особый характер общественного разделения труда: физический труд - удел рабов, умственный труд - привилегия свободного человека.
И, наконец, важнейшая предпосылка зарождения древнегреческой философии: антропоцентризм. Антропоцентризм - традиционное определение сущности греческого мировоззрения. Наиболее ярко антропоцентризм проявился в представлении греков о богах, чьи образы были здесь впервые наделены человеческими чертами. Придав богам свой собственный облик, древний грек превратил человека, себя (а значит, и свой разум) в предмет наивысшего почитания. Придание неодушевлённым предметам, одушевлённым существам, явлениям и силам природы, сверхъестественным существам, абстрактным понятиям и др. человеческих качеств (как внутренних, так и физических) называется антропоморфизмом.
Именно в этой культуре человеческое мышление постепенно начинает приобретать значение высшего авторитета. Все эти особенности античной культуры создали предпосылки для формирования совершенно нового отношения древнего грека к собственному разуму.
Первая философская школа возникает в VI в. до н.э. в полисе Милет. В основе размышлений представителей Милетской школы - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена - лежал вопрос «Из чего состоит внешний мир?», то есть они искали первоначало. На этот вопрос, философы давали разные ответы:
Фалес (640-562 гг. до н. э.): вода - первичная субстанция, Земля покоится на воде, всё остальное образуется из неё.
Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.): все вещи произошли из единой первичной субстанции, но это не какая-либо известная нам субстанция. Первосубстанция бесконечна, вечна, и «объемлет все миры». Она превращается в различные известные нам субстанции, а те переходят друг в друга. Называется такая субстанция «апейрон» (греч. ἄπειρον, «беспредельное»). В основе мира лежит гармония между известными нам субстанциями (водой, огнем, воздухом, землей), никакая из них не может поглотить другие.
Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.): в основе мира лежит воздух. Разные субстанции - это разные концентрации воздуха.
Следующий философ, уже не представитель Милетский школы, известен нам в первую очередь как математик, однако и его философские размышления очень интересны. Конечно же, речь идет о Пифагоре (вторая половина VI - начало V в. до н.э.).
В первую очередь, Пифагор известен тем, что с него и его учеников берет начало доказательное знание (например, математическая теорема). Как вы знаете, такое знание обладает вечностью, ибо то, что математически доказано, остается верным навека. До этого знания, которыми обладали люди, были лишь вероятностными (основанными на опыте). Неудивительно, что человеку, который через математические вычисления впервые столкнулся с бесконечностью, было свойственно обожествлять число.
Пифагор основал религиозный орден (Пифагорейский союз) и религию, главное положение которой состояло в учении о почитании совершенных чисел.
Он считал, что в основании мира лежат определенные идеальные числа и числовые соотношения, которым подчиняется всё. И хотя, на первый взгляд, данное положения кажется бессмыслицей, на его основе пифагорейцы сделали много важных открытий: например, именно ими были сформулированы математические законы музыкальной гармонии.
Пифагор также учил, что души бессмертны, и они переселяются, поэтому всех живых существ следует считать родственными друг другу.
В то же время (конец VI в. до н.э.) на западе Греции, в небольшом городе Элеи, начало формироваться еще одно направление античной философии, по названию города вошедшее в историю под именем элеатской школы. Об основных ее представителях (Ксенофане, Парамениде, Зеноне), а также о Гераклите мы поговорим в следующей части.
Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. М.: Академический проект, 2009. 1008 с.
Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. М.: «Русская панорама», «Творческая мастерская «БАБУР-СТМ», 2014. 430 с.