Законы диалектики Гегеля, и как применять их в эссе

 2017-04-28 15:08:06      

Назад ко всем статьям

Безусловно, имя Георга Вильгельма Фридриха Гегеля на слуху у каждого человека, кто хоть раз слышал слово «философия» или учил обществознание в школе. Что неспроста, ведь этот немецкий философ заслуженно считается одним из главных творцов классической немецкой философии. Одной из его заслуг является формулировка трех законов диалектики (в народе: трех философских законов). В данной статье мы подробнее поговорим об их содержании и узнаем, как можно применять их в эссе.

Мы не будем сильно углубляться в каждый из законов, – для этого есть научная литература – мы лишь кратко обозначим смысл каждого и перейдем к примерам.

1. Закон перехода количественных изменений в качественные

Гегель рассматривал качество и количество как взаимопроникающие противоположности; а непосредственно конкретное единство качества и количества он выражал в категории меры. Мера – это единство качественной и количественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать определенный диапазон количественных характеристик.  Философ считал, что переход от одной меры к другой, от одного качества к другому совершается всегда в результате перерыва постепенного количественного изменения, в результате скачка. То есть,  этот закон  Гегель рассматривал так: при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры. Можно привести пример с водой: при постоянной температуре никакого воздействия на состояние воды не оказывается, а при изменении температуры и достижении определенной точки, вода превращается или в пар – если температура повышается, или в лед – если понижается.

2. Закон единства и борьбы противоположностей

Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. При раскрытии действия этого закона, прежде всего, Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями. Он доказывал, что истинные действительные противоположности постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, что они представляют собой движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты. Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой развития мира. То есть, сначала все предметы существует тождественно, потом у них возникают противоположности. Развитие противоположностей достигает стадии противоречия, которая фиксируется моментом единства и борьбы противоположностей.

3. Закон направления развития (отрицания отрицания)

Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Кроме того, нужно помнить, что отрицание обладает диалектической природой, представляющей собой единство трех основных моментов:

1) преодоление старого;

2) преемственность в развитии;

3) утверждение нового.

Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Эту цикличность, Гегель, прежде всего, связывал с происхождением в процессе развития трех стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения – (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). То есть, мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых ею предыдущих мыслей, как противоположностей, является движущей силой дальнейшего развития логического процесса. На уровне природы действие этого закона Гегель иллюстрирует на примере роста растений. Берем, например, зернышко овса. Бросим его в землю. Из него прорастает стебель, отрицающий это зернышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое зерно, но уже в десятикратном и более размере. Произошло отрицание отрицания.


При написании эссе, будь оно олимпиадным или ЕГЭ-шным, всегда приветствуется привлечение законов, теорий или тезисов, на основании которых можно раскрыть тему. На мой взгляд, 3 философских закона идеальны в этом случае. И сейчас я попробую показать, как их можно применить на практике. Обращаю ваше внимание, что использовать законы я советую во втором или третьем аргументе.

Возьмем цитату Ф. Бэкона «Природа покоряется лишь тому, кто сам подчиняется ей». После раскрытия темы и написания первого аргумента, можно начать другой аргумент, применив 2 закон:

         На мой взгляд, для раскрытия этой темы можно применить закон диалектики Гегеля единства и борьбы противоположностей. Как известно, природа не равна обществу – они противоположности, которые находятся в постоянном взаимодействии. С одной стороны, природа дает человеку различные естественные блага, а с другой – природные стихии способны разрушить человеческую цивилизацию. Так же и человек влияет на природу: с одной стороны, он занимается трудом, используя природные ресурсы; а с другой стороны, загрязняет атмосферу, непоправимо исчерпывает запасы.  Их «жизнедеятельность» пересекается постоянно, сталкивается и реагирует на действия друг друга. То есть природа и общество ведут постоянную борьбу между собой, при этом соприкасаются, образуя единство.

Давайте разберем еще одну цитату и попробуем применить философские законы.  Например, возьмем цитату Ф. Шиллера «Человек вырастает по мере того, как растут его цели».  После раскрытия темы и приведения первого аргумента, можно написать еще один, опираясь на закон диалектики:

         Для еще более детального раскрытия этой темы я обращусь к закону Гегля о переходе количественных изменений в качественные. Каждый человек в жизни ставит цели, после достижения которых, он переходит на новый этап своего развития. Как правило, для достижения большой цели, нужно достигнуть сначала мини-целей. То есть человек постепенно, одну за одной, достигает маленьких целей (работает на «количество»). Происходит некий скачок, когда он достигает нужного количества для достижения конечного результата, и большая цель оказывается достигнутой (количество дает результат в виде качественных изменений). Например, целью героя из книги Джека Лондона «Мартин Иден» было достичь того же уровня образования,  какой, как ему казалось, был у его возлюбленной. Для этого парень много читал и занимался, и в итоге достиг успехов. То есть он взял «количеством», ставшим позже «качеством».

Таким образом, очевидно, что законы диалектики идеально подходят для аргументации в эссе. Стоит помнить, что эти законы можно поворачивать под любым углом, они применимы почти к любой цели. Не стоит их бояться, пробуйте применять их и экспериментировать. Удачи!


Список используемой литературы:

  1. http://vse-nauki.ru/философия/
  2. http://www.myline.ru/cntnt/gegel.html