Референдум в РФ: процедура, проблемы и перспективы развития

 2017-02-12 19:31:00      

Назад ко всем статьям

Референдум — это всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

К числу специальных федеральных источников КП, кроме Конституции РФ, регулирующих проблематику референдумов, относятся: ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (2002) и ФКЗ «О референдуме РФ» (2004).

Охарактеризуем институт по следующим пунктам: принципы проведения, вопросы, которые можно выносить на референдум и процедура, отмечая проблемы его проведения.

Принципы проведения референдума:

1) референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании;

2) граждане РФ имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и т.д.;

3) граждане РФ участвуют в референдуме на равных основаниях;

4) гражданин РФ голосует за вынесенный на референдум вопрос или против него непосредственно;

5) участие гражданина в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме;

6) голосование является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина РФ.

Участвовать в референдуме имеет право гражданин РФ, достигший возраста 18 лет. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Референдум не может использоваться в целях:

А) принятия решений, противоречащих Конституции РФ (далее – КРФ);

Б) ограничения прав и свобод человека и гражданина их гарантий.

На референдум не могут выноситься вопросы:

А) Об изменении статуса субъектов федерации;

Б) Досрочное прекращение, продление или перенос выборов ГД и Президента (так как свободные выборы в соответствии со ст. 3 являются второй формой непосредственной демократии; эти формы не могут пересекаться);

В) Прекращение, приостановление, продление полномочий должностных лиц; вопросы о персональном составе органов государственной власти; также органов и должностных лиц, созданных в соответствии с международными договорами;

Г) О принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

Д) Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции федеральных органов исполнительной власти. - Здесь ярко выражена первая проблема: из-за расплывчатости формулировки данного пункта ЦИК может признать практически любой вопрос не соответствующий законодательству о референдуме.

Случаи, когда проводится референдум:

А) Конституционное Собрание выносит на референдум проект КРФ;

Б) В международном договоре указано, что проект нормативно-правового акта должен быть вынесен на РРФ;

В) Иные вопросы государственного значения;

Г) Вопросы из любого вида компетенций могут выноситься (ст. 71 +);

Инициаторы проведения референдума:

а) 2000000+ граждан РФ (менее 50000 проживающих в 1 субъекте и в совокупности за рубежом );

б) Конституционное Собрание;

в) Федеральные органы государственной власти по международным договорам или по иным вопросам, обозначенным в ФКЗ.

Референдум не может проводиться в следующих случаях:

А) Чрезвычайное положение или военное положение + 3 месяца после него

Б) Чрезвычайное положение или военное положение в отдельных местностях РФ (3 месяца после прекращения положения)

В) Последний год избранного Президента или Государственной Думы; проводится всероссийская избирательная кампания (данный пункт не распространяется на те случаи, когда референдум проводится в соответствии с международным договором или по желанию Конституционного Собрания).

Г) Между официальным началом и окончанием референдума не может выдвигаться по инициативе граждан.

Д) Повторный вопрос может ставиться на РРФ спустя 2 года с опубликования результата.

Вторая проблема также очевидна — сроки его проведения достаточно ограниченны. Сложно подобрать такой момент, когда будет разрешено инициировать и проводить референдум.

Комиссии по проведению референдума обеспечивают его проведение.

Порядок реализации инициативы граждан:

  1. Образование инициативной группы (ИГПР). Инициативная группа по проведению референдума - группа участников референдума, образуемая в целях реализации инициативы проведения референдума;

  2. ИГПР состоит из Региональных Подгрупп (РП) в не менее чем половине субъектов федерации (СФ), состоящих более чем 100 участников референдума.

  3. По инициативе граждан о создании ИГПР, проводятся собрания РП; об этом заранее сообщается Избирательной комиссии субъекта федерации (ИК СФ).

  4. Собранием принимает решение о создании ИГПР

+ утверждает вопрос референдума

+ утверждает полномочных представителей РП (для представительства в ИГПР).

После создания ИГПР создаются РП (до этого существует лишь собрание потенциальных РП; они создаются только на данной стадии).

  1. РП ходатайствует ИК СФ о регистрации РП и утверждении вопроса РРФ (по такому же пути идут зарубежные РП участников РРФ).

  2. ИК СФ направляет вопрос в ЦИК. Последний проверяет допустимость вопроса: да либо нет (если нет, требуется заключение ЦИК о противоречии с законодательством или иное обоснование решения).

  3. Далее ИК СФ проверяет ходатайство РП + документы (протоколы заседаний, цели и их соответствие закону, количество участников…): регистрирует либо нет.

  4. Решения ИК СФ и ЦИК могут быть обжалованы в ВС СФ и ВС РФ соответственно. При вопросе о неконституционности подается запрос в КС, который отвечает на него.

  5. Если более 50 % РП СФ зарегистрировались, то Собрание РП может ходатайствовать в ЦИК о регистрации ИГПР (не позднее, чем через 2 месяца с момента регистрации 1-ой РП) + утверждает финансовых представителей РП.

  6. ЦИК проверяет документы и ходатайство. ЦИК регистрирует ИГПР. В регистрационном свидетельстве указываются все данные участников РРФ, состоящих в РП, также данные о представителях и финансовых представителях РП. Дается разрешение на открытие специального счета фонда референдума. В свидетельстве обозначена дата окончания сбора подписей в поддержку инициативы.

  7. Решение ЦИК может быть обжаловано в ВС РФ.

  8. ЦИК принимает решение о прерывании процедуры реализации инициативы, если затянули дольше, чем на 2 месяца после регистрации 1-ой РП.

  9. Возможен отзыв инициативы о проведении РРФ более чем 50 % РП СФ (требуются соответствующие протоколы и документы).

  10. 45 дней со дня регистрации дается на сбор подписей. Не менее 2 млн. + не более 50000 в СФ. Сбор подписей осуществляется участниками ИГПР. Третья проблема — дороговизна процесса. Каждая подпись должна быть заверена нотариусом, что требует крупной суммы денег.

  11. Нельзя принуждать к даче подписи. Государственные органы и комиссия по референдуму не должна вмешиваться в этот процесс.

  12. Подпись и расшифровка производится собственноручно 1 раз! Все это делается на специальных листах. Член ИГПР должен заверить подписной лист (лист исписать можно с 2 сторон при продолжении нумерации).

  13. ИГПР подводит итог. Подсчет (+допускается превышение 50000 подписей с СФ на 5%). Производится брошюрование листов с подписями. Отправляет все документы в ЦИК.

  14. Протоколы и отчеты (о финансовых затратах и о количестве подписей) сброшюрованы по СФ и иностранным государствам. Они передаются в ЦИК. Крайний срок: 18 часов 00 минут 45-го дня после регистрации ИГПР ЦИК.

  15. ЦИК проверяет все бумаги (соответствие количества подписных листов протоколам и др.). На каждом подписном листе ставится штамп; выдается свидетельство о количестве принятых подписных листов.

  16. ЦИК проверяет соблюдение всех процедур, в особенности бумажных вопросов в течение 30 дней. Из числа ЦИК и ИК СФ могут создаваться рабочие группы + привлекаться специалисты. Заключение специалиста является основанием признания недействительности собранных подписей. Прибегают и к электронным ресурсам. Например, Государственная система регистрации избирателей и др.

Проверке подлежит не менее 40 % необходимых для реализации подписей (мин 800 тыс.).подписные листы выбираются случайным образом. В процессе проверки присутствует представитель ИГПР. Подпись участника РРФ может быть признана достоверной (установление достоверности подписи участника референдума методом опроса участников референдума запрещается) .либо недостоверной (по заключению эксперта, в случае, когда подписи выполнены от имени нескольких или других лиц одним лицом) и (или) недействительной.

Случаи недействительности:

а) не субъекты РРФ; б) не указаны обязательные сведения; в) сведения не соответствуют действительности; г) подписи с исправлениями даты или сведений; д) нерукописные или карандашные сведения; е) все подписи листа, если он не заверен представителем ИГПР; ж) подписи, собранные до дня регистрации ИГПР; з) подписи, собранные с какими-либо нарушениями ФКЗ.

  1. Если количество выявленных при выборочной проверке недостоверных и (или) недействительных подписей = 5%+ (40000+ подписей.) от общего числа отобранных для проверки листов, дальнейшая проверка подписных листов не проводится.

  2. Составляется протокол о результатах проверки, заверенный членом ЦИК с решающим голосом + решение ЦИК о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Копии этих документов передаются представителю ИГПР + передается перечень всех фамилий (подписей), которые не прошли проверку со ссылкой на заключение эксперта или иное обоснование.

  1. ЦИК принимает решение:

а) подписей достаточно, косяков меньше 5 % проверенных подписей. Направляет свое решение Президенту и палатам ФС РФ.

б) подписей недостаточно либо косяков больше 5 % - в решении ЦИК указывается прекращение инициативы по проведению РРФ.

  1. Решение ЦИК публикуется + информация в интернете.

  2. 10 дней на обжалование решения ЦИК в ВС.

  3. После прекращения инициативы, аналогичная инициатива не может выдвигаться в течение 1 года данной ИГПР.

  4. ВС РФ также может признать деятельность ИГПР незаконной, так что инициатива прекращается.

Назначение РРФ:

  1. 10 дней после поступления документов для РРФ – Президент посылает запрос в КС РФ.

  2. Если инициатива признана конституционной, в течение 15 дней назначается РРФ. Четвертая проблема — в самом конце итоговое решение о проведении референдума зависит от Конституционного суда РФ.

  3. Официальное опубликование даты. Дата = 60-100 день со дня официального опубликования даты. Обязательно воскресенье + не должно быть пост- и пред- праздничным, а также рабочим воскресеньем.

  4. Дни референдумов разных ИГПР могут совмещаться.

  5. Не могут совпадать дни РРФ и всероссийских выборов.

Подводя итог вышесказанному, институт референдума в РФ является недействующим. Реально его провести очень проблематично и практически невозможно.

Список литературы:

1. Чиркин В.Е., Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 2001.- С. 274.

2. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Лазарев В.В. - М.: Юристъ, 1998.

3. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 года с изменениями от 30 марта 1999 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №38. Ст. 4339; 1999. №14. Ст.1653.

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.06.2003 года № 10-П «По делу о проверке конституционности федерального конституционного закона «О внесении изменения и дополнения в федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»//СЗ РФ, 23.06.2003.- № 25.-Ст. 2564.

5. Федеральный конституционный закон «о референдуме в РФ» от 28 июня 2004 года //Российская газета. 2004. № 3514

6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М.: Юристъ, 2001.