2016-10-27 01:57:00
Открывает эту серию французский ученый, который ввел в науку термин «социология», Огюст Конт (1798 - 1857). К его основные произведениям относятся «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики»
Идейный истоки:
Аристотель - рассматривал наблюдение как основной метод этой науки
Анн Робер Жак Тюрго - сторонник теории прогресса: религиозная, спекулятивная и научная стадии
Шарль Луи Монтескье - распространил принцип детерминизма естественных законов на познание социальных явлений
Клод Анри Сен-Симон - его учитель
Разделил социологию на 2 части:
Социальная статика:
высшая цель - обнаружение законов социального порядка
объект: общество в состоянии покоя
изучает условия существования индивида, семьи, общества
семья - воплощение социальной статики и подлинный социологический элемент
разделение труда лежит в основе социальной солидарности, объединяет семьи между собой, внушая чувство зависимости
NB! подчеркивал отрицательный характер разделения труда, так как оно формирует изолированное общество и развивает одностороннего индивида
консенсус - основная идея социальной статики
существование классов обусловлено необходимостью разделить управленческие и исполнительные функции
деление власти на духовную и мирскую
«ПРОГРЕСС ЕСТЬ РАЗВИТИЕ ПОРЯДКА»
причиной социального беспорядка служит беспорядок интеллектуальный
Классификация наук (по мере вхождения каждой из них в позитивную стадию):
математика -> астрономия -> физика -> химия -> биология -> социология
Социальная динамика:
- высшая цель - обнаружение законов прогресса
объет: общество в состоянии движения
непрерывный и преемственный характер прогресса
противник революций, так как считал, что естественная эволюция более продуктивна (путем реформ)
ЗАКОН 3 СТАДИЙ:
1. Теологическая - человек стремится к абсолютному знанию. Объясняет происходящие явления и посредством «сверхприродных» сил: фетишизм, политеизм, монотеизм. ~ до 1300 г.
2. Метафизическая - объясняет явления посредством сущностей и абстракций, которые человек непосредственно наблюдает в природе.
3. Позитивная - постоянное подчинение воображения наблюдению; изучение реально действующих законов, а не достижение абсолютного знания; вера в науку.
Наука должна заменить вопрос «ПОЧЕМУ» вопросом «КАК»
Позитивизм:
- использование понятий, которые можно наблюдать на опыте
- запрет на использование теологических объснений
- отказ от попыток установить первичную сущность вещей, то есть замена всего абсолютного относительным
- перенос акцента с изучения причины явления, на законы его функционирования
- позитивизм отличается социологическим редукционизмом - стремится объяснить основные явления общественной жизни с точки зрения одного определяющего фактора.
Взгляд на религию:
- социальный институт, который проявляется в силе предшествующих поколений
- управляет жизнью людей через механизм культурного наследования
«В обществе живые всегда управляются мертвыми»
Культурное наследование - способность человека без изменения своих биологических признаков передавать последующим поколениям и воспринимать созданные им эффективные способы и средства жизнедеятельности.