Огюст Конт

 2016-10-27 01:57:00      

Назад ко всем статьям

Открывает эту серию французский ученый, который ввел в науку термин «социология», Огюст Конт (1798 - 1857). К его основные произведениям относятся «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики»

 

Идейный истоки: 

Аристотель - рассматривал наблюдение как основной метод этой науки

Анн Робер Жак Тюрго - сторонник теории прогресса: религиозная, спекулятивная и научная стадии

Шарль Луи Монтескье - распространил принцип детерминизма естественных законов на познание социальных явлений 

Клод Анри Сен-Симон - его учитель 

 

Разделил социологию на 2 части: 

 

Социальная статика:

высшая цель - обнаружение законов социального порядка 

объект: общество в состоянии покоя 

изучает условия существования индивида, семьи, общества 

семья - воплощение социальной статики и подлинный социологический элемент 

разделение труда лежит в основе социальной солидарности, объединяет семьи между собой, внушая чувство зависимости 

NB! подчеркивал отрицательный характер разделения труда, так как оно формирует изолированное общество и развивает одностороннего индивида 

консенсус - основная идея социальной статики 

существование классов обусловлено необходимостью разделить управленческие и исполнительные функции 

деление власти на духовную и мирскую 

«ПРОГРЕСС ЕСТЬ РАЗВИТИЕ ПОРЯДКА»

причиной социального беспорядка служит беспорядок интеллектуальный

 

Классификация наук (по мере вхождения каждой из них в позитивную стадию):

математика -> астрономия -> физика -> химия -> биология -> социология

Социальная динамика:

- высшая цель - обнаружение законов прогресса 

объет: общество в состоянии движения 

непрерывный и преемственный характер прогресса 

противник революций, так как считал, что естественная эволюция более продуктивна (путем реформ) 

ЗАКОН 3 СТАДИЙ: 

1. Теологическая - человек стремится к абсолютному знанию. Объясняет происходящие явления и посредством «сверхприродных» сил: фетишизм, политеизм, монотеизм. ~ до 1300 г.

2. Метафизическая - объясняет явления посредством сущностей и абстракций, которые человек непосредственно наблюдает в природе.

3. Позитивная - постоянное подчинение воображения наблюдению; изучение реально действующих законов, а не достижение абсолютного знания; вера в науку.

Наука должна заменить вопрос «ПОЧЕМУ» вопросом «КАК»

 

Позитивизм:

- использование понятий, которые можно наблюдать на опыте 

- запрет на использование теологических объснений 

- отказ от попыток установить первичную сущность вещей, то есть замена всего абсолютного относительным 

- перенос акцента с изучения причины явления, на законы его функционирования

- позитивизм отличается социологическим редукционизмом - стремится объяснить основные явления общественной жизни с точки зрения одного определяющего фактора. 

 

Взгляд на религию:

- социальный институт, который проявляется в силе предшествующих поколений 

- управляет жизнью людей через механизм культурного наследования 

 

«В обществе живые всегда управляются мертвыми»

Культурное наследование - способность человека без изменения своих биологических признаков передавать последующим поколениям и воспринимать созданные им эффективные способы и средства жизнедеятельности.