2017-04-28 11:41:00
Неомарксизм:
(Реакция на "Экономическо-философские рукописи 1844 года")
1. Георг Лукач (1885-1971)
"История и классовое сознание"
2. Антонио Грамши (1891-1937)
"Тюремные тетради" и "Революция против капитала"
- критиковали социологию за:
- Рациональность - доминирующая социальная проблема:
формальная рациональность (технократическое мышление) - принятие решений на основе экономических калькуляций;
субстанциональная рациональность (разум) - принятие решений на основе системы ценностей, мировоззрений.
(Деление предложил М. Вебер).
NB! Дж. Фридман: «Освенцим был рациональным, но неразумным местом» (пример формальной рациональности - нацизм).
Критика современного общества:
- за подавление личности культурой; рациональность - "мир-железная клетка рациональности" М. Вебер, но "Иррациональность общества в целом";
- за излишний консерватизм (принимали существующий статус-кво и не предлагали вариантов изменения); внимание на макроуровне, а не на индивиде.
Идейный основы:
1. Гегельянство
2. Интерес к субъективности
3. Диалектика (взаимное влияние аспектов)
4. Марксизм
- Категории господства и эксплуатации;
- Критика капиталистического общества;
- Проблема отчуждения;
- Фрейдизм;
- Ориентация на индивида;
- Проблема сознания;
- Веберианство;
- Фокус внимания на культуре;
- Исторический контекст.
Представители: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас.
"Новые левые" выступали против:
- Буржуазного консерватизма;
- Социализма в СССР;
- Общество всеобщего отчуждения (капитализм);
- Унификации личности.
Движущая сила - группы, находящиеся на социальном дне (а не пролетариат).
Основные проблемы: критика современного общества за антигуманный, антиличностный характер, концепция авторитарной личности и поиск реальности, соответствующей ей, психоанализ, тоталитарность, господство и эксплуатация через призму отчуждения.
Условия возникновения взглядов:
- Реакция на торжество фрейдистско-тейлористского этапа индустриального капитализма (человек становится придатком машины);
- Общество - модель идеальной фабрики;
- Тоталитарность эпохи.
"Разум и революция" "Эрос и цивилизация" "Одномерный человек"
Современное общество иррационально в целом, так как:
- использование технологии в капиталистическом обществе приводит к тоталитаризму (производит новые методы контроля над индивидом);
- технология как метод господства над людьми, поддерживает континуум господства (телевидение).
Как следствие, происходит подавление индивидуальности и свободы объекта.
- результат - «одномерное общество» - индивиды теряют способность мыслить критически;
- революция как способ обрыва связи между технологией и индивидом.
Критикует индустрию культуры за:
- проблемы свойственны не капитализму, а рационализированному миру вообще - «железная клетка»
"Современная эпоха склонна к тоталитарности даже там, где ее не произвела" (Г. Маркузе).
За счёт определённых технологий, подавляющих индивидуализм и свободу, господствующих при капитализме, происходит усреднение людей, что обеспечивает существование власти и господства. Человек теряет способность критически мыслить и становится "одномерным".
Индустриальное общество обеспечивает нейтральные позиции и молчаливое согласие с ними, что способствует формированию "витальных" потребностей (элементарных жизненных) - главные влечения (как и у Фрейда) ⇒ возможность их удовлетворения.
Изменение общества только в случае слияния антропологических (витальных потребностей) и социальных потребностей! ⇒ революция.
Три уровня революции:
Не пролетариат, так как стал управляться посредством массовой культуры и перестал быть угрозой.
«Философия новой музыки» «Диалектика просвещения»
Типология:
К. Поппер |
Т. Адорно |
Школа критического рационализма (позитивизм) |
Франкфуртская школа диалектики |
Тезис о единстве научного метода в естественных и социальных науках |
Отрицал равенство социологии и естественных наук |
Невозможность существования абсолютного знания |
Необходимо различие предметах и методах |
Метод «Фальсификация» |
«Структура общественного мнения» «Проблемы легитимации в условиях позднего капитализма» «Теория коммуникативного действия»
Интерес:
Две сферы человеческого существования:
1. Труд (взаимодействие с природой)
2. Интеракция (межличностное взаимодействие)
Эффективность человеческого бытия возможна в случае объединения труда и коммуникации.
«Жизненный мир» - символическое самовоспроизводство, возникающее из тех значений, которые составляют основу жизненного опыта.
Жизненный мир - субъективное состояние, внутренний мир.
Жизненный мир и коммуникативное действие оказывают взаимное влияние друг на друга.
Система - объективный мир фактов.
Колонизация жизненного мира - насилие, применяемое системой, по отношению к жизненному миру, что приводит к ограничению коммуникации в нем.
Но система может сопротивляться, поэтому проект не будет доведен до конца «Незавершенный проект современности».
Социальная эволюция: (в зависимости от сферы рациональности)
Господство формальной рациональности над другими сферами жизни.
3 системы знаний:
Дискурс - та форма общения, которая не связана с контекстом опыта и деятельности, ради желания совместно докопаться до истины, победу одерживает лучший аргумент (сила или власть не решают конечного исхода).
«Традиционная и критическая теория»
Центральный тезис: «Просвещение превращается, обратным ходом, в мифологию» + «Практическая тенденция к самоуничтожению присуща рациональности с самого начала».
Основные тезисы:
6. Принцип господства.
«Рост экономической эффективности порождает, с одной стороны, более справедливые условия, с другой - технический аппарат и владеющие им социальные группы, возвышающиеся над прочим населением. Индивид перед лицом экономических сил ничто. Общество господствует над природой как никогда. Служа аппарату, индивид исчезает, но и как никогда он аппаратом оснащен».
«Психоанализ современного общества»
а) овладение природой и разумом;
б) обособление индивида и чувство одиночества, изоляции, непонимания.
а) развитие активной личной ответственности;
б) мощь промышленной системы, обезличенность человеческих взаимоотношений, поэтому ощущение изоляции и беспомощности.
Несколько механизмов бегства от свободы:
Распространение авторитарного типа личности приводит к распространим тоталитарных режимов.
1. Обладание «иметь»:
2. Бытие «быть»: