Драматургическая теория И. Гоффмана

 2017-01-30 01:02:00      

Назад ко всем статьям

Весь мир – театр

Любой школьник, более-менее знакомый с основами социологической науки, хотя бы раз сталкивался с именем замечательного ученого Ирвина (Эрвинга) Гоффмана (не путайте с немецким писателем-романтиком!), но по-настоящему разбираются в его творчестве лишь единицы. Сейчас мы попытаемся это исправить!

На первый взгляд текст может показаться сложным, но не отчаивайтесь! Вы всё поймете!

Гоффман создал очень оригинальную и необычайно стройную теорию, которая получила название «драматургической». Он представлял жизнь в социуме как театр, а индивидуальных акторов – актёрами. И это не метафора, а вполне конкретные термины в социологической теории. Давайте же разберёмся.

Теория Гоффмана выросла из символического интеракционизма – направления в социологической мысли, рассматривающего общество с точки зрения символических коммуникаций между людьми, общения между ними, считающего именно эту компоненту социальной жизни наиболее важной и плодотворной для анализа. Однако называть Гоффмана интеракционистом в полном смысле этого слова нельзя. Его теория выросла из интеракционизма и уже отчасти противопоставила себя ему.

Основным расхождением между Гоффманом и интеракционистами явилась трактовка понятия «Я». Если интеракционисты (например, Блумер) определяли «Я» как неотъемлемую часть индивида – целостную и единую, формирующуюся в процессе социализации, то Гоффман же, напротив, утверждал, что «Я» вовсе не является «собственностью индивида», а формируется в зависимости от ситуации, является «продуктом театрального взаимодействия». При этом «Я» зыбко и нестабильно – оно может разрушиться прямо во время представления (человек может выйти из социальной роли, проявив ту или иную девиацию), хотя при обычных обстоятельствах всё проходит нормально.

Исполнители «ролей», носители масок пытаются показать зрителям то, что они хорошо усвоили собственную роль и понимают свое «Я», а также, собственно, показать это «Я». Воспринимая самопрезентацию индивида, зрители либо получают определённое впечатление, либо даже действуют в соответствии с тем, как актер провел самопрезентацию – Гоффман называет этот феномен «управлением впечатлением».

Само же представление происходит по Гоффману на «передней сцене» – социальной ситуации, без которой взаимодействие невозможно. И на этой передней сцене мы будем пытаться представить себя в наиболее идеализированном ключе, загладить все ошибки. Например, вряд ли учитель, придя на урок, прямо скажет, что вчера вместо того чтобы готовиться к уроку он смотрел футбольный матч, а таксист вряд ли признается, что сначала ехал в неверном направлении.

Также исполнители пытаются показать свою близость к аудитории, уникальность представления. Допустим, мы нередко можем слышать от учителей такие фразы, как «вы – мой самый лучший класс», «одно удовольствие с вами работать» и так далее.

Помимо авансцены, переднего плана, Гоффман также выделяет «закулисное пространство» – область неформальных взаимодействий, фактов, влияющих на авансцену. Помимо этих двух областей в теории также фигурирует третья – внешняя зона, к которой относятся все остальные взаимодействия

Таким образом, согласно драматургической теории, весь мир – театр, а мы в нём - то актеры, то зрители – зависит от конкретной ситуации. И каждый раз мы по-новому надеваем маски в надежде на соответствие некоему «идеалу» игры и на то, что наше представление понравится зрителям

А об оригинальной интерпретации понятия "фрейм" у Гоффмана вам расскажем уже не мы, а доцент Европейского Университета в Санкт-Петербурге Михаил Соколов

Для заинтересовавшихся:

Представление себя другим в теории Гоффмана

Понятие стигмы у Гоффмана