2017-03-09 17:36:00
Социальные нормы, ценности и санкции, являясь элементами социального контроля, играют в нашей жизни огромную роль. Они обеспечивают ожидаемое и приемлемое (конформное) поведение индивидов в социальной группе или в обществе. Однако бывает так, что человек не всегда усваивает нужные правила и его поступки не всегда оцениваются как «нормальные» с точки зрения принятых в группе или в обществе. В этом случае говорят о девиантном (т. е. отклоняющемся) поведении.
Девиантное поведение - это социальное поведение, не соответствующее общепринятым нормам, ценностям. Оно может носить как индивидуальный, так и коллективный характер.
Важно понимать, что девиантное поведение относительно: то, что признано нарушением в одной общности, трактуется как обыденность в другой. Например, в преступной группировке акты агрессивности поощряются её членами, в то время как для остальной части общества они считаются недопустимыми. Также не стоит думать, что девиантность – исключительно отрицательное явление. Девиантное поведение может быть не только отрицательным, противоправным (в этом случае его называют делинквентным), но и положительным (не причиняющим вреда социальной группе и обществу в целом или имеющим положительный эффект), просто отрицательная девиация (алкоголизм, совершение преступлений, акты суицида и др.) более распространена, чем положительная, к проявлениям которой относятся, например, альтруизм и гениальность личности.
В социологии особый интерес имеет изучение именно делинквентного отклоняющегося поведения, так как из-за несоответствия принятым ценностям и социальным нормам оно в большинстве случаев наносит ущерб нормальному функционированию группы или общества. Для того чтобы отыскать решение, при котором можно уменьшить негативное воздействие такого поведения, и найти способ его контролировать, необходимо понять причины, побуждающие индивида к отрицательным поступкам.
Одна из теорий, которая может в этом помочь, обусловливает девиантное поведение биологическими (физиологическими) характеристиками (Ч. Ломброзо, У. Шелдон). Так, Ломброзо, итальянский психиатр, считал, что степень склонности к девиантному поведению может быть определена по форме черепа. Американский психолог Шелдон, в свою очередь, выдвинул идею, согласно которой на преступную деятельность человека может повлиять его телосложение. На основании этой зависимости ученый выделил 3 типа индивидов: мезоморф (активный, мускулистый тип), эктоморф (худощавый тип), эндоморф (полный тип), - и установил, что человек первого типа будет иметь наибольшую предрасположенность к правонарушениям. Однако обе гипотезы оказались не совсем точными, так как при рассмотрении мотивов девиации необходимо учитывать не только физические типы индивидов, но и психологические и социальные условия, побудившие людей к отклоняющемуся поведению. Более того, предположения Ломброзо были опровергнуты экспериментальными исследованиями.
Другую интересную теорию - теорию «психологических факторов» - предложил австрийский психоаналитик З. Фрейд. Он писал, что индивиды, которые не усвоили в детстве основные социальные нормы и у которых не были тогда же сформированы нужные моральные качества, имеют психологические отклонения. Такие люди не умеют самостоятельно ограничивать свои потребности и не чувствуют ответственности за то, что делают, поэтому способны совершить преступление (иногда даже неосознанно).
Концепция Фрейда, как и упомянутая выше, является недостаточно полной и доказательной. Она не раскрывает многих аспектов преступной деятельности и содержит объяснения, оказывающиеся не всегда верными (в частности, в ней говорится о том, что у всех членов какой-либо преступной группировки психологические качества нарушены одинаково).
Существуют и более близкие к истине теории, объясняющие природу девиации, - социологические. Одна из них, теория аномии (Э. Дюркгейм), проводит параллель между увеличением числа преступных актов и кризисными явлениями в обществе. Так, Дюркгейм, французский социолог, рассматривал девиацию как следствие потери индивидом веры в общественные ценности во время активных социальных потрясений.
На теории аномии основывается теория девиаций (Р. Мёртон), которая более точно описывает предпосылки девиантного поведения. Мёртон, американский социолог ХХ века, считал причиной девиации то, что индивид расценивает общепризнанные цели и пути их реализации как не соответствующие социальной действительности. Подобный разлад ожиданий индивида с тем, что его окружает, может привести к внутриличностному конфликту, изменяя человека и побуждая его восстать против несправедливого общественного строя. В зависимости от степени конфликта и влияния его на человека Мёртон выделил 5 типов девиантного поведения: инновация (согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения), ритуализм (отрицание целей общества и согласие со средствами достижения), ретретизм (неодобрение целей и средств), бунт (отрицание целей и средств их достижения и стремление выработать новые), конформизм (внешнее согласие с целями и средствами из-за боязни преследования или осуждения).
Еще один взгляд на проблему отклонений в поступках людей отражает теория делинквентных культур (Селлин, Миллер, Сазерленд), связывающая девиацию с понятием ресоциализации. Сущность ресоциализации заключается в том, что приверженцы субкультур (чаще всего первичные для человека агенты социализации в составе группы подростков), поощряя криминальные нормы, воспитывают у молодёжи преступные ценности. Если индивид не может противостоять этому влиянию и усваивает их, впоследствии он становится преступной личностью. Таким образом, возникновение девиантного поведения у молодых людей объясняется групповым давлением.
Помимо названных, в социологии также находит место теория стигматизации (Г. Беккер). Она гласит, что индивид, который однажды смог совершить незначительное правонарушение (первичная девиация), впоследствии «втягивается» в криминальную среду, потому что общество клеймит (наклеивает ярлык-стигму) провинившегося как преступника и человек, приняв данную ему оценку, действительно становится преступником (вторичная девиация). Эта теория имеет право на существование, но, как и предыдущие, описывает причины девиантного поведения не в полной мере, поскольку концентрируется лишь на одном определённом аспекте.
И последним (но не менее важным, чем остальные) подходом, который мы предлагаем рассмотреть, является концепция «радикальной криминологии» (Н. Смелзер). Эта концепция сосредоточивает внимание на недостатках законодательной системы, которые способны побудить индивида к преступлениям. В частности, в ней говорится, что законы создают возможность для правящей группировки закрепить своё привилегированное положение и эксплуатировать неправящее большинство, вследствие чего происходят преступления, направленные на восстановление справедливости и социального порядка. Парадоксальные положения теории на этом не заканчиваются, и еще одним их примером может послужить вывод о том, что ужесточение наказания для предотвращения правонарушений ведёт к появлению более изощрённых форм преступления, направленных на обход закона.
Таким образом, мы видим, что девиация может быть обусловлена многими факторами, каждый из которых анализируется отдельной теорией. Все эти концепции имеют какие-то свои недостатки и изучают предмет в довольно узком ключе, однако найти вместо них универсальную теорию, объясняющую природу девиантного поведения, нельзя: оно всегда уникально, и подогнать его под рамки ограниченного количества причин было бы неправильно и неэффективно. В связи с этим описанные нами подходы до сих пор актуальны и имеют большое значение для современных наук о человеке (социологии, психологии и др.), а потому, несомненно, заслуживали того, чтобы быть рассмотренными.
Список литературы
1. Сорвин К. В., Сусоколов А. А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. // Электронная версия учебника// гл. 4.
2. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал, 1999. - с. 91-102.