2017-03-06 15:01:00
Начиная с 2014/15 учебного года во втором туре регионального этапа олимпиады появилось интересное задание - подготовка устной речи для выступления перед аудиторией. Такой тип задания не что иное, как отсылка к заключительному этапу: члены жюри пытаются оценить то, как школьники владеют навыками устного общения. Однако делают они это немного необычно: свою речь нужно не произнести, а написать. Казалось бы, нет ничего проще! Сочиняем небольшой красивый и связный текст — и максимальный балл нам обеспечен. Ох, если бы всё было так просто...
Если вы станете писать в привычной для вас форме, то, скорее всего, у вас получится сочинение. Вы когда-нибудь пробовали читать сочинения вслух? Аудитория перестаёт слушать минут через пять после начала. И вот почему. Письменная речь подразумевает, что читатель всё время имеет текст перед собой, поэтому легко может изучить, проанализировать его, вернувшись к той или иной мысли. А вот уследить за логикой говорящего намного сложнее. Мы не можем остановить его и «прокрутить назад» выступление, чтобы ещё раз прослушать какую-то фразу. Поэтому ораторы используют определённые приёмы, позволяющие им не терять внимание слушателей. Приёмы подходят и для письменной речи, но как задействовать их на бумаге? Вот несколько tips, которые помогут ответить на этот вопрос:
А теперь давайте с помощью приведённых подсказок попробуем сочинить устный ответ, взяв задание для регионального этапа 2014/15 года. Тогда 9-11 классам предлагались на выбор, в частности, три такие темы:
При написании текста нужно было учитывать, что речь предназначена либо для talk-show, либо для радио.
Мы выберем ту тему, которая кажется нам самой интересной (и которую мы сможем лучше всего раскрыть, конечно же), – первую - и будем ориентироваться на радиослушателей. Поехали.
«Стоит ли изучать в школе современную литературу —
книги, ещё не ставшие классикой?»
«Добрый вечер! Благодарю вас за приглашение на эфир. Обсудить такую актуальную тему, как современная литература в школе, просто необходимо. Ведь споры о включении её в школьную программу, кажется, были всегда.
Итак, современная литература. Для начала стоит разобраться с тем, что мы понимаем под этим сочетанием. Границы «современности» весьма относительны. Считать ли, допустим, «Generation “П”» Виктора Пелевина современным текстом? А рассказы Татьяны Толстой? Поэзию Бориса Рыжего? Или современное - это «Дом, в котором…» Мариам Петросян, фантастика Дмитрия Глуховского и стихотворения Веры Полозковой?
Как видите, перед нами непростая проблема. Поэтому давайте установим условные временные рамки. Пусть «современная» литература начнётся, например, с десятых годов нашего столетия.
Мне, кстати, вспомнился популярный у многих моих друзей и знакомых роман Виктора Пелевина «Любовь к трём цукербринам». Изложу вкратце суть. Современное общество потребления, виртуальная реальность, компьютерные игры, реклама… А на фоне всего этого опустошённость человеческой души и подавленность личности. Люди, затерявшиеся в красочном мире фальшивых безделиц и удовольствий. Роман Пелевина, казалось бы, напоминает классическую антиутопию. В духе Оруэлла или Брэдбери. И всё вроде несложно, только есть одно «но». «Любовь в трём цукербринам» - постмодернистское произведение. А постмодернизм - синоним к слову «сложность». Роман со знанием дела приправлен скрытыми и явными отсылками к литературе, к кино, к истории, к искусству… Более того, он злободневный. «Вписан» в контекст мировых и локальных событий.
Так стоит ли столь трудную вещь, насыщенную ещё и комментариями политического характера, включать в школьную программу? Я бы не рискнула. Разгадывать головоломку невероятно увлекательно, но зачем заниматься этим на уроках литературы? С большей частью культурных отсылок ребята пока просто-напросто не знакомы. Значит, урок превратится в унылое комментирование текста. Романы Пелевина нужно читать, уже открыв для себя, скажем, не только Шекспира и Данте, но и Гоцци, например.
И схожий вывод можно сделать обо всей современной литературе. Постмодернизм её захватил. Конечно, встречаются чудесные романы в духе Гоголя, Тургенева, Толстого… Вспомнить хотя бы книги Людмилы Улицкой или Евгения Водолазкина. Но зачем читать что-то в духе Гоголя, Тургенева, Толстого, если можно познакомиться с оригиналами? На подробное изучение хрестоматийных произведений не хватает времени, а тут браться ещё за современность. К тому же как определить критерии «качества» того или иного нового текста? Проверку временем они ещё не прошли.
Иными словами, уважаемые слушатели, давайте ориентироваться на старую добрую классику. В конце концов, вся современная литература из неё выросла. Познакомимся с ней основательно - сможем «читать» все коды, зашифрованные писателями-постмодернистами. Спасибо за внимание!»
P. S. Ответ на вопрос заключён в кавычки для того, чтобы отделить смысловые части статьи друг от друга. В олимпиадной работе обрамлять его кавычками необязательно.
Ну что ж, надеемся, что кому-то стало немного яснее, как справляться с последним заданием второго тура регионального этапа. Успехов на олимпиадах!
Арина Косарева