2016-05-25 18:45:00
Сколько раз на уроках литературы вы говорили о мотиве Х в произведении Y? Наверное, много. Неудивительно; интуитивно понимаешь, что под этот термин можно подогнать почти все, что угодно: тут безнадежно одинок герой, там плохой человек или не-совсем-человек похищает главную героиню, еще где-то предметный мир произведения окрашен в определенный цвет. Ключевое слово найдено, надо только поставить его в родительный падеж, поместив за словом «мотив», и – voilà!
Но каков критерий определения элемента повествования как мотива? В первом случае перед нами ощущение, во втором – событие, в третьем – подробности, то есть распределение явлений по подобным группам в этом случае непринципиально. Подсказка: термин пришел в литературоведение из теории музыки – впервые он встречается в «Музыкальном словаре» С. де Броссара. Помните «ту-ту-ту-туу, ту-ту-ту-туу» Пятой симфонии Бетховена? Это мотив. Что для него характерно?
Всегда можно вычленить мотив из целого – его обязательно слышно или видно. Важнейший прием, помогающий автору выделить и разработать мотив – повторение элемента в различных вариациях.
Многие мотивы восходят еще к первобытному мифологическому сознанию (например, осознание затмения как похищения солнца). Ученые, начинавшие исследование мотивов, обращались к мифам и народным сказкам, и рассматривали мотивы как звенья, из которых составлен сюжет. Объяснить это просто: никакого психологизма в фольклоре архаического общества быть не может, а значит, об описании переживаний героев речь не идет. Способность использования выразительных элементов вроде подробностей или деталей тоже требует более развитого сознания, поэтому появляется гораздо позже.
Остаются мотивы-события. А.Н. Веселовский, основоположник сравнительно-исторической литературоведческой школы, определял мотивы как простейшие формулы, которые могут зарождаться у разных племен независимо друг от друга, представляют собой логическое целое и не раскладываются на более мелкие единицы повествования. Фольклорист В.Я. Пропп, однако, доказывает, что мотив можно поделить. Комплекс «змей похищает дочь царя» состоит из четырех частей, каждая из которых может быть заменена другой: похититель может быть Кощеем, колдуном, вихрем и другими персонажами. Вместо дочери может действовать сестра, невеста или мать – и так далее. «Первичными элементами» в таком случае оказываются функции героев, то есть поступки, значимые для развития действия, которые делятся на семь групп. Так возникают семь типов персонажей: вредитель, даритель, помощник, искомый персонаж, отправитель, герой, ложный герой. У каждого из них свой набор функций: например, антагонист может пытаться узнать что-то, обмануть главного героя, вредить одному из членов семьи, даритель – выспрашивать героя, отдавать ему волшебное средство.
Но мотивы возникают не только в период мифологического сознания, поэтому необходимо определить термин так, чтобы его можно было использовать и при изучении современной литературы. Новое содержание понятия предложил филолог А. Бем: «Мотив – это предельная ступень художественного отвлечения от конкретного содержания произведения, закрепленная в простейшей словесной формуле». Мотив может быть не только сюжетным, но и описательным или лирическим. Отсюда – широкая область применения термина, о которой мы говорили вначале.
Необходимое и достаточное условие для выделения мотива – повтор определенного элемента. Если повторение есть в самом тексте, никаких проблем не возникает: внутритекстовый мотив поддается и имманентному анализу. Если же в конкретном тексте повтора нет, но понятно, что какое-то явление нужно рассматривать в ряду других, говорить можно о мотиве интертекстуальном.
Ведущий мотив произведения называют лейтмотивом. Его чаще всего рассматривают на уровне темы и образной структуры произведения, он работает на раскрытие идеи. При этом не только он, но и любой другой мотив расширяет и углубляет тему произведения.