Олимпиада написана. Позади решённые тесты, необычные произведения для анализа и литературоведческие статьи. И вот наступает долгожданный момент: вы узнаёте свой балл. Борьба окончена? Нет! Если результат вас не радует, его можно оспорить, подав апелляцию. Но как сделать это успешно, особенно если это ваш первый опыт? Вот несколько советов, которые помогут не растеряться и подойти к апелляции во всеоружии.
Технические советы, которые пригодятся на олимпиаде по любому предмету:
- Внимательно пересчитайте свои баллы за каждое задание и сравните с общей суммой баллов, после чего посчитайте баллы за каждый критерий в каждом задании. Если сомневаетесь в своей внимательности, возьмите калькулятор и листочек. Члены жюри проверяют очень много работ, и иногда в их подсчёты закрадываются ошибки.
- Вам кажется, что вы нашли ошибку? Чтобы избежать неловких сцен на апелляции, пересчитайте ещё раз. Если результат вычислений остался таким же, поздравляю! Вы обнаружили техническую ошибку, смело пишите заявление на апелляцию.
- Техническую ошибку апеллировать легко и приятно. Вежливо указываете члену комиссии на «заколдованное место» в подсчётах, и вуаля! Несколько «технических», как их называют олимпиадники, баллов, добавились к вашей работе.
- А если выяснилось, что ошибка добавила несколько «лишних» баллов? В таком случае будьте готовы к тому, что при подаче апелляции, например, по критерию «глубина понимания текста», эксперт может заметить оплошность своих коллег и восстановить справедливость. Ну а если вы – воплощение олимпиадной совести, укажите на ошибку сами.
- На заключительных этапах олимпиад часто можно услышать, что на показе работ и апелляции нещадно «срезают» баллы. На деле же снижают первоначальную оценку очень и очень редко, так что чаще всего вы остаётесь с изначальной суммой баллов. Здесь работает человеческий фактор: чем строже и неприступнее кажутся члены жюри, тем быстрее они закончат апелляцию. Ребята-то побоятся лишний раз спорить с такими, вдруг ещё баллы потеряешь!
- Помните, что олимпиадная работа по литературе – одна из самых субъективных вещей для оценивания. Проверявший вашу работу эксперт и тот эксперт, с которым вы будете разговаривать на апелляции, могут отзываться о работе по-разному. Если боитесь «напороться» на строгого эксперта и есть возможность выбора – доверьтесь своему олимпиадному чутью.
- Внимательно читайте или слушайте правила подачи апелляции! Постарайтесь чётко запомнить структуру заявления, особые требования к нему, если они есть. Обидно потерять возможность отбить несколько баллов из-за неправильно оформленного, к примеру, электронного письма.
- Как мы не властны в своих симпатиях и антипатиях! Увы, бывает, что эксперт начинает грубить, повышать голос, оказывать моральное давление. Учитесь властвовать собой, господа олимпиадники. Сегодня судьба оказалась не на вашей стороне, но не всё ещё потеряно. Оставьте слёзы, гнев и негодование за порогом аудитории и постарайтесь максимально трезво и спокойно объяснить эксперту, где именно вы бы хотели оспорить свою оценку. Бывает так, что в процессе общения с вежливым и эрудированным олимпиадником эксперт оттаивает, начинает вести интересную беседу, которая часто заканчивается повышением баллов.
- Аркадий, не говори красиво! Многие литературно одарённые ребята пытаются утопить эксперта в сложных терминах, увесистых и раскидистых грамматических конструкциях и прочей воде. Будьте лаконичнее. Юных дарований много, а членов жюри поменьше, они могут устать и просто не захотеть вас слушать. Оставьте красноречие для более подходящего момента.
Советы, относящиеся непосредственно к тонкостям олимпиад по литературе:
- Ваше мнение – бесценно. Но почему-то гораздо больше оно будет цениться, если случайно или намеренно совпадёт с мнением какого-нибудь знаменитого филолога, литературоведа. Постарайтесь просмотреть свою работу и проанализировать, какие известные филологические труды вы сможете привести как аргумент на апелляции.
- Заранее ознакомьтесь со сканом своей работы! Вы должны знать её от вступления до последней точки; перечитайте и проанализируйте работу так, как будто перед вами текст незнакомого автора. Так вы сможете максимально объективно найти в ней сильные и слабые стороны и подготовиться отстаивать свою позицию.
- Не менее внимательно отнеситесь и к критериям оценки заданий. Желательно, конечно, держать их в голове ещё до написания олимпиады, но если случилось так, что вы не нашли их или не успели с ними ознакомиться, то сейчас самое время это исправить. Эксперту жюри не нужно будет объяснять вам, за что сняли баллы «вот здесь, здесь и здесь», а вы сами сможете ещё раз подумать, почему получили не максимум за культурно-исторический контекст и что с этим можно сделать.
- Член апелляционной комиссии может заинтересоваться вашим анализом или творческим заданием и захотеть прочитать его целиком. Не спешите падать в обморок! Помните, на олимпиаде вы писали комплексное литературное произведение; чтобы адекватно его оценить, эксперт должен иметь о нём целостное представление.
- Если видите в своей работе совсем уж явную фактическую или иную ошибку – не пытайтесь доказать эксперту, что вы имели в виду что-то другое. Фраза «я не то имел в виду» вообще не должна звучать из ваших уст: всё, что вы могли сказать, вы уже сказали раньше. Формулируйте точнее и будьте внимательнее, тогда успех вам обеспечен.
Постарайтесь отнестись к апелляции как к беседе с умным человеком, как к опыту общения и отстаивания своей точки зрения. Подготовиться к олимпиаде можно не только читая труды Лотмана и интерпретируя тексты, богатый апелляционный опыт тоже будет полезен. Как здорово будет потом сидеть в приёмной комиссии вуза мечты, помахивая олимпиадным дипломом, и рассказывать байки («а я у эксперта жюри воооот столько баллов отбил!»)
P.S. В данном тексте спрятаны 5 цитат из произведений русских классиков. Попробуйте найти их все.
Для самых нетерпеливых