Анализ стихотворения через уровни текста

 2017-03-12 19:31:00      

Назад ко всем статьям

В хороших стихотворениях (а другие и не будут включать в олимпиадные задания) всегда есть большой простор для интерпретации. Но что конкретно можно искать в каждом произведении? Хорошим подспорьем в ответе на этот вопрос становится теория Б. И. Ярхо, наглядно применённая на практике М. Л. Гаспаровым в статье «Фет безглагольный. Композиция пространства, чувства и слова». Сейчас мы постараемся кратко описать представленную в ней концепцию, но, конечно, всем, кто участвует в олимпиадах по литературе, так или иначе нужно прочитать эту программную литературоведческую работу целиком. Итак, в любом поэтическом тексте можно обозначить 3 уровня:

  1. Идейно-образный;
  2. Лексико-синтаксический;
  3. Фонический.

Не стоит пугаться этих слов. К первому уровню относятся идеи, мысли, эмоции и чувства, выраженные в стихотворении. Второй уровень – это слова и синтаксические конструкции (сюда, в частности, входят тропы и фигуры речи). Третий, последний, уровень составляют факторы, связанные со звучанием: размер, аллитерация, ассонанс и т. д. Важно не только распределить составные части произведения между тремя условными столбцами, но и установить, как они связаны между собой и как способствуют комплексному пониманию его смысла. Давайте рассмотрим ряд особенностей текста и несколько советов по их разбору, которые помогают правильно и чётко обозначить посыл стихотворения:

  • После первого прочтения произведения не поленитесь выписать на черновик ваши предположения по поводу идей, заложенных в стихотворении, и чувств и эмоций, которые оно вызывает. Эти мысли окажут значительную помощь при дальнейшем анализе: вы будете смотреть на остальные уровни (лексико-синтаксический и фонический) уже другим взглядом, подмечая, как детали организуют раскрытие темы. В свою очередь те особенности, которые вы найдёте впоследствии, станут хорошими аргументами к тому, что вы выделите на этом этапе (конечно же, не забывайте здесь и про основные образы).

  • На что обычно первым делом обращают внимание? На средства художественной выразительности, не так ли? Это вполне разумная мысль. Они имеют большое значение, поэтому необходимо определить, как автор использует главные из этих приёмов (нелишним будет даже подчеркнуть их в тексте). Анализируя их, всегда нужно расписывать, что именно то или иное средство добавляет к общему смыслу стихотворения и как это средство влияет на понимание текста. Недостаточно написать, к примеру, что «сердце, тронутое холодком» из «Не жалею, не зову, не плачу...» С. А. Есенина – метафора: нужно развить идею и отметить, что сердце часто выступает (в искусстве и вне его границ) в качестве символа жизни или любви, что во всём произведении постепенное старение сопоставляется с увяданием осенней природы и «холодок» вполне может послужить продолжению этой мысли и т. д.

  • Смотрите на отдельные слова и предложения. Иногда случается так, что автор намеренно выделяет тот или иной момент при помощи необычного строя фразы или особой лексики. Стоит отметить, что отдельный интерес здесь представляют авторские неологизмы (или окказионализмы). Они подчас оказываются более подходящими и ёмкими, чем уже существующие слова, поэтому наилучшим образом передают определённую мысль, заложенную в тексте. К примеру, слово «обезумлюсь» из стихотворения В. В. Маяковского «Лиличка! Вместо письма» очень точно передаёт эмоциональное состояние лирического героя.

  • Не стоит забывать про стихотворные размеры. Если вам кажется, что это бессмысленная «техническая характеристика», то вы несколько ошибаетесь. Иногда чередование ударных и безударных слогов добавляет очень многое к пониманию текста. Так, некоторые размеры со временем обрели свою семантику, поэтому стихотворения, написанные ими, оказываются связанными между собой не только на фоническом уровне, но и на двух остальных. Например, 5-стопный хорей с перекрёстным чередованием женских и мужских окончаний характерен для стихотворений, содержащих мотив жизненного пути, одиночества («Гамлет» Б. Пастернака, «Выхожу один я на дорогу...» М. Ю. Лермонтова и др.). Если же метр сам по себе не обладает особенным семантическим ореолом, он всё равно может подчёркивать ключевые моменты произведения. Так что всегда обращайте внимание на метрический рисунок и, в частности, на выбивающиеся из общей схемы места: вполне вероятно, что они важны для понимания текста.

  • Если вы замечаете, что в произведении много повторяющихся звуков, то в ряде случаев это тоже можно подвергнуть анализу. Как в стихотворении Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»: в пределах одного катрена мы видим слова «гроза», «гром», «резвяся», «играя», «грохочет»; аллитерация дополняет общую картину, позволяя читателю как можно лучше представить происходящее, потому что звук [р] начинает ассоциироваться с раскатами грома.

Методика Ярхо и Гаспарова, как и любая другая техника литературоведческого исследования, не способна включить в себя всё. В частности, она не учитывает связь одного текста с другими, а это порой оказывается важным. Если в стихотворении, которое вы анализируете, встречаются прямые или косвенные отсылки к другим произведениям, не поленитесь подумать, зачем они были нужны автору. Это поможет вам ещё на шаг приблизиться к достижению цели – лучшему пониманию. Посмотрите, например, на стихотворение В. Хлебникова «Одинокий лицедей». Отсылка к «Пророку» связывает тексты Хлебникова и Пушкина, что дополняет образ лирического героя: читатель начинает представлять его как пророка, причём в конце произведения находит прямое указание на эту аналогию (кто такой «сеятель очей», если не пророк?). Если бы мы не учли влияние пушкинского стихотворения, то вряд ли бы смогли правильно воспринять героя Хлебникова. Значит, наше предположение по поводу важности аллюзии было верно.

Конечно, одна статья не может дать полное представление об анализе поэтического текста. Но хотелось бы верить, что на очередном туре олимпиады вы вспомните, на какие детали стоит обращать внимание, в каком направлении можно и нужно мыслить, что именно надо искать в стихотворении. Тогда вы смело сможете рассчитывать на высокий балл.

Куприянова Арина