Живопись XIX века

 2017-05-04 11:02:00      

Назад ко всем статьям

К.П. Брюллов, «Последний день Помпеи».

Первые десятилетия XIX века в России отмечены всенародным подъемом, связанным с победой в войне 1812 года. В то время расширяется взаимодействие с другими странами, происходит демократизация искусства. Это эпоха Пушкина, романтизма, в которую классицизм, однако, сохраняет свою ведущую роль. В живописи его развивают в первую очередь в историческом жанре (элементы античной мифологии, сюжеты из Священного Писания).

Одним из выдающихся художников описываемого периода был О.А. Кипренский, знаменитый портретист. Он учился в Академии художеств, где получил большую золотую медаль за картину «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем». Медаль давала право на пенсионерскую поездку за границу.

 

 

   О.А. Кипренский, «Дмитрий Донской на Куликовом поле».

  

Среди самых узнаваемых работ Кипренского – портрет Е.В. Давыдова, лейб-гусарского полковника, участника наполеоновских войн. Колорит картины построен на контрастах (красный мундир, темный, грозовой пейзаж). Также Кипренский известен своими портретами А.С. Пушкина, В.А. Жуковского. Его изображение Пушкина (на рисунке слева) следует отличать от работы кисти В.А. Тропинина (справа). Для последнего характерно помещение модели в домашнюю обстановку, большая простота.

 
      О.А. Кипренский, «Портрет А.С. Пушкина» (слева); 
        В.А. Тропинин, «Портрет А.С. Пушкина» (справа). 
 

Тропинин происходил из крестьянской семьи и освободился от крепостной зависимости только в 45 лет. Несмотря на это, он получил звание академика и был достаточно популярен при жизни. Известные произведения художника (помимо портрета Пушкина): портрет сына Арсения, портрет Булахова, «Кружевница», «Пряха», «Гитарист».

Следующий важный деятель искусства начала XIX в. – А.Г. Венецианов. Он был в числе родоначальников бытового жанра. Примечательно, что для своей картины «Гумно» художник даже попросил выпилить часть стены представленного на ней строения, чтобы как можно точнее передать быт крестьян, погрузить наблюдателя в их жизнь.

Стремясь к наибольшей достоверности в воссоздании окружающей обстановки, мастер уделял много внимания и фигурам людей. Если вы видите на картине крестьян в слишком идеализированных образах, то это, скорее всего, Венецианов. Знаменитые работы художника: «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Жнецы».

Под воздействием творчества живописца сложилась целая венециановская школа. Среди последователей Венецианова были А.В. Тыранов, С.К. Зарянко, Л.К. Плахов.

Одной из самых известных личностей рассматриваемой эпохи был К.П. Брюллов. Он прославился уже в период своего обучения в Академии, по окончании которой получил золотую медаль и уехал в Италию.

В Италии художник создавал полотна на пленэре, исследовал проблемы света («Итальянское утро», «Итальянский полдень»). После поездки в Помпеи впечатленный Брюллов начал работать над одной из наиболее грандиозных картин в его творчестве – картиной «Последний день Помпеи». Она показывает мужество жителей города в момент величайшей трагедии: зная, что все они вскоре погибнут, сыновья спасают больного отца, жених склоняется над своей невестой, художник несет кисти и краски (так Брюллов изобразил самого себя).

Рукой мастера написаны и многие другие картины, среди которых есть ряд парадных портретов: «Всадница», «Автопортрет», портрет графини Самойловой и др.

Несколько схожим был путь другого живописца – А.А. Иванова. Он также получил золотую медаль и некоторое время жил в Италии (в рамках пенсионерской поездки). Там художник увлекся историей религии, что способствовало созданию главного творения его жизни – картины «Явление Христа народу». Иванов довольно долго писал ее, параллельно изучая шедевры итальянских мастеров и делая множество эскизов. Интересна композиция картины: она довольно динамична, вокруг центрального образа – Иисуса, который появляется вдалеке, – выстраиваются все остальные фигуры.

П.А. Федотов – еще один выдающийся художник первой половины XIX в. Он начинал с бытовых зарисовок, карикатур, учился на гравюрах Хогарта и голландцев.

В «Свежем кавалере» Федотов высмеивает чиновника, получившего орден. Герой стоит в позе римского патриция, гордо поддерживая халат, папильотки в его волосах подобны лавровому венку. При этом обстановка вокруг него скудная, на полу разбросаны вещи, валяются бутылки, а несколько позади чиновника видна беременная служанка.

У Федотова есть и совершенно другие по характеру картины, например «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!»

Картины, которые следует знать: «Сватовство майора», «Завтрак аристократа».

   

      П.А. Федотов, «Свежий кавалер».

Во второй половине XIX века в живописи на первый план выдвигаются острые социальные проблемы, в произведениях художников находит отражение их гражданская позиция. На изобразительное искусство оказывает влияние творчество Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Зарождается так называемый критический реализм.

В числе мастеров нового жанра был В.Г. Перов. Он представлял быт обычных людей, высмеивал священнослужителей. Его работы полны мелких деталей. Так, например, в картине «Сельский крестный ход на Пасхе» художник подчеркивает неправедность духовенства яркими символическими образами: перевернутой иконой, упавшим в грязь молитвенником.

Известные картины Перова: «Тройка», «Чаепитие в Мытищах», «Проводы покойника», «Приезд гувернантки в купеческий дом».

У Перова есть цикл портретов великих авторов: А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского. Особенно драматичен образ Достоевского: воспаленный взгляд, сцепленные руки, сутулая спина. Писатель был запечатлен в то время, когда работал над «Бесами».

В поздний период творчества сатирическое высмеивание у Перова заменяется более мягким юмором: «Птицелов», «Охотники на привале».

 

         В.Г. Перов, «Сельский крестный ход на Пасхе».

В 1863 году произошел бунт 14-ти: четырнадцать лучших учеников Академии художеств хотели быть свободными в своем выборе и потому отказались от написания выпускных работ на сюжеты скандинавских мифов, как того требовало управление заведения, а после безуспешных прошений об изменении правил конкурса и вовсе приняли решение о выпуске из Академии.

Вышедшие из нее живописцы образовали Петербургскую артель художников (А.И. Корзухин, К.Е. Маковский и др.). Позже артель распалась, и часть мастеров сформировали Товарищество передвижных художественных выставок. Выставки устраивались не только в центральных городах, но и в провинции, художники как будто «ходили в народ». Членами Товарищества были: Г.Г. Мясоедов, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, А.К. Саврасов, В.М. Васнецов, И.И. Шишкин и другие.

И.Н. Крамского, возглавившего бунт 14-ти, принято относить к «старшим» передвижникам. В своих работах он часто обращался к сюжетам, связанным с религией, одна из самых известных его картин – «Христос в пустыне». Художник говорил о ней так: «Это не Христос… Это есть выражение моих личных мыслей».

Крамской является также автором ряда портретов, изображающих выдающихся литераторов его времени: М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого. Знаменитые картины Крамского: «Неизвестная», «Неутешное горе».

Нередко обращался к религиозной тематике и Н.Н. Ге. Он получил большую золотую медаль, совершил пенсионерскую поездку в Италию.

Одно из крупнейших произведений Ге – «Тайная вечеря». Важная особенность этой картины состоит в том, что Иисус, прототипом которого является Герцен, и ученики знают, кто среди них предатель. Противопоставление персонажей подчеркивается игрой теней, особенно ярко выделены самый старший и самый младший из апостолов – Иоанн и Петр.

Другие знаменитые картины Ге: «Голгофа», портрет историка Н.И. Костомарова, портрет А.И. Герцена.

В.М. Максимов известен в первую очередь как изобразитель быта крестьян: «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», «Лихая свекровь», «Семейный раздел».

Передвижники пытались поднять проблемы общественной жизни, и особенно ярко ее противоречия видны на картине Г.Г. Мясоедова «Земство обедает». Крестьяне едят на улице, на крыльце, а на заднем плане, в окне дома, можно заметить полового, вытирающего серебряную посуду для сильных мира сего.

В.В. Верещагин является представителем батального жанра. У него существует ряд серий: туркестанская, индийская, балканская, историческая, связанная с войной 1812 года. Художник стремился передать красоту Востока и в тоже время подчеркивал жестокость войны, которая наиболее отчетливо отражена в картине «Апофеоз войны».

Верещагин погиб как истинный патриот: он находился на броненосце «Петропавловск», когда корабль подорвался на мине в Порт-Артуре.

Передвижники писали и пейзажи. Важные достижения в этой области: А.К. Саврасов – «Грачи прилетели», И.И. Шишкин – «Рубка леса», «Утро в сосновом лесу», Ф.А. Васильев – «После дождя», «Мокрый луг», В.Д. Поленов – «Московский дворик», И.И. Левитан – «Осенний день. Сокольники», «Вечерний звон».

Особое место в искусстве XIX в. занимает пейзажная живопись А.И. Куинджи: «Украинская ночь», «Лунная ночь на Днепре» и др. Для Куинджи характерно своеобразное использование световых эффектов, его картины как будто светятся изнутри.

И.Е. Репин «открывает» плеяду художников, интересующихся историей России. Свой творческий путь он начал на Украине, учась изобразительному искусству у украинских иконописцев.

Ради картины «Бурлаки на Волге», которая была среди первых работ мастера, вызвавших большой общественный резонанс, Репин специально ездил на Волгу, изучал быт живущих там людей. Снова обращаясь к социальным проблемам позже, в картине «Крестный ход в Курской губернии», Репин собрал в одном месте представителей разных социальных слоев, подчеркнув их различия.

Основные исторические произведения Репина: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Царевна Софья...», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Большая часть картин В.И. Сурикова – это сюжеты из истории России. Художник восторгается и стрельцами, и Ермаком, и Стенькой Разиным.

Одно из первых полотен Сурикова – «Утро стрелецкой казни». Здесь противопоставляется старое и новое, стрельцы и Петр, громада Василия Блаженного и стройные ряды башен Кремля.

Другое крупное творение мастера – «Боярыня Морозова». Художник долго не мог найти модель для главной героини, ее лицо легко терялось в яркой толпе, но случай помог ему, и боярыней стала дальняя родственница живописца. Вместе с ней Суриков изобразил на картине и себя, стоящим с посохом в левом углу полотна. Произведение динамично, люди представлены в движении, что позволяет лучше раскрыть их характеры.

Рассмотрению картин Сурикова стоит уделить особое внимание, потому что связанные с ними задания очень часто встречаются на олимпиадах.

В творчестве В.М. Васнецова преобладает фольклорный, сказочный жанр, хотя художник обращался и к историческим мотивам. Васнецов активно участвовал в деятельности абрамцевского кружка и даже вместе с Поленовым построил в Абрамцево (принадлежало Мамонтову, именно там написана «Девочка с персиками» В.А. Серова) церковь в русском стиле. Известные работы живописца: «Аленушка», «Три богатыря», «После побоища Игоря Святославовича с половцами».


Задание. Напишите название картины, определите ее автора. Соотнесите картину с реальным историческим событием.

 1. 

2. 

3. 

4. 

  

Ответы

 

Список литературы:

  1. Искусство. Энциклопедия для детей. Том 7. Часть 2. – М.: Аванта+, 1999 г.
  2. Милов Л.В., Цимбаев Н.И. История России XVIII – XIX веков. – М., 2006 г.
  3. Пазин Р.В. История развития российской культуры.
  4. Википедия.