2017-02-21 20:40:00
С 15 августа 1917 г. по 20 сентября 1918 г. в Москве с перерывами созывался Поместный собор Русской православной церкви. Приготовления к нему велись еще с начала 1900-х годов, и особую роль в них сыграл специально созданный для помощи в организации собрания Предсоборный совет при Синоде. В его состав вошли 62 члена – архиереи, священники, ученые богословы из мирян, известные церковно-общественные деятели, а также обер-прокурор В. Н. Львов.
Окончательное решение о проведении Поместного собора было принято Святейшим синодом в апреле 1917 года. Поместный собор открылся в Успенском соборе Кремля после торжественной литургии и утвердил своим почетным председателем митрополита Киевского Владимира, а председателем - митрополита Тихона. Также решением участников (в работе Собора участвовали 564 человека - представители епископата, монашества, белого духовенства и мирян) был сформирован Соборный совет, после чего началось образование рабочих отделов и комиссий. Всего было создано 22 отдела и 3 совещания.
Собор приступил к деятельности в условиях очевидного притеснения веры со стороны Временного правительства (так, оно передавало помещения церковно-приходских школ в ведение министерства просвещения, декретировало свободное избрание веры с 14 лет и т. д.), но вместе с тем новая власть тоже находилась не в лучшем положении и фактически агонизировала, теряя контроль над страной и в том числе над разваливавшейся армией. Наблюдая за этим и осознавая трагичность происходящего, в период Корниловского мятежа, который явил собой попытку восстановить равновесие в государстве, большая часть членов Собора сочувствовала генералу Корнилову, понимая, что в нем — единственная надежда на спасение. Но Собор проповедовал, конечно же, мир, а не борьбу, и позже, в октябре 1917 года, за две недели до Октябрьского переворота, он выпустил послание, в котором по-прежнему призывал всех русских людей не предпринимать попыток захвата власти и ожидать организации Учредительного собрания. К сожалению, как известно, призыв оказался тщетным, но, несмотря на это, Поместному собору все же удалось оказать большое влияние на жизнь русского общества начала XX в., чему сильно поспособствовал А. В. Карташев, последний обер-прокурор Святейшего правительствующего синода и министр исповеданий Временного правительства. Он был единственным человеком во Временном правительстве, который, всячески стараясь помочь работе Собора, пытался повлиять на то, чтобы Церковь смогла занять активную позицию в разворачивавшихся в России событиях. Именно он подготовил самоликвидацию института обер-прокуратуры и передачу полноты церковной власти Поместному собору.
Столь значительное усиление роли духовенства при сложившихся в то время обстоятельствах произошло, конечно, не сразу. Так, многие предметы, рассматривавшиеся Собором уже в первый месяц его работы, стали только новым камнем преткновения в отношениях Временного правительства и церкви. Однако при содействии все того же Карташева вскоре состоялась встреча представителей Собора с председателем правительства Керенским, что позволило наладить диалог между ними.
В целом все заседания Собора, проведенные за время его созыва, прошли в три сессии. На первой сессии, которая началась в апреле и завершилась в декабре 1917 года и главной темой которой был вопрос о восстановлении патриаршества и избрании патриарха, были оговорены важнейшие проблемы, касавшиеся высшего церковного управления. Также участниками начальных собраний было принято решение ввести определение, которое прояснило бы правовое положение Церкви в России при любых возможных перспективах развития государственности в стране. Кто бы ни пришел к власти, Церковь должна была четко — для всех возможных режимов — декларировать свою позицию по отношению к государству.
При рассмотрении самого главного вопроса сессии стало очевидно, что мнения участников Собора расходятся. Ряд членов усомнился в целесообразности восстановления патриаршества, и среди них было немало авторитетных лиц, в том числе профессор духовной академии Б. В. Титлинов. Он считал, что патриаршество в истории церкви действительно существовало, но за долгие годы не оправдало себя, что сторонники его восстановления на самом деле церковные монархисты и что церкви не подобает возрождать ушедшую в прошлое монархическую форму ее устройства - вместо этого необходимо создать нечто такое, что соответствовало бы современным течениям общественной жизни. Однако, несмотря на присутствие таких взглядов, во время прений стало очевидно, что аргументация сторонников патриаршества более сильная, чем у их противников.
Важной в этой связи представляется позиция архиепископа Илариона (Троицкого), будущего мученика. Он был авторитетным экклезиологом и доказал на собрании, что патриаршество в качестве высшей ступени церковной иерархии появилось как сама собой разумеющаяся реалия, что там, где разрушается принцип иерархии, а значит, и первоиераршества, разрушается церковная жизнь.
В работе Собора участвовало и множество других будущих мучеников, каждое изречение которых имеет особый вес. Эти люди, чья кровь впоследствии пролилась за веру, были верны Богу не только на словах, но и на деле, поэтому они имели более глубокие воззрения, чем те члены Собора, которые потом от церкви отказались.
Стоит упомянуть, что в период первой сессии значимым для дальнейшего хода обсуждений оказался также сводный доклад тогда еще мирянина Сергея Николаевича Булгакова, обстоятельно обосновывавший существование патриаршества.
В результате прошедших прений на заседании Собора 28 октября 1917 года вопрос о патриаршестве был разрешен, и разрешен положительно. Существенным итогом собрания стало то, что на нем было принято важное, хоть и коротенькое, состоящее всего из четырех пунктов, определение:
1) В Православной Российской Церкви высшая власть законодательная, административная, судебная и контролирующая принадлежит Поместному Собору, периодически в определенные сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян.
2) Восстановляется патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом.
3) Патриарх является первым между равными ему епископами.
4) Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору.
К тому времени в Петрограде власть уже была захвачена большевиками. В Москве же удалось организовать сопротивление, поэтому как раз в те дни, когда Собором обсуждался вопрос о восстановлении патриаршества, в городе шли уличные бои. Собор в этой ситуации не мог предпринять ничего более серьезного и лишь обращался с призывами прекратить противостояние. Когда удары сторонников Временного правительства были наконец отражены и в Москве ненадолго установилось относительно мирное положение, Собор предложил отпевать всех погибших, независимо от того, кто на чьей стороне воевал.
После принятия определения наступил следующий этап работы Собора - непосредственное избрание патриарха. Для этой процедуры была создана многоступенчатая система отбора, в результате которого одного из трех наиболее авторитетных кандидатов в патриархи необходимо было определить как самого достойного.
После первого тура большинство голосов получили архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон. Далее предполагалась жеребьевка, и после ее проведения патриархом был выбран все-таки митрополит Тихон (Беллавин).
В соответствии с новой системой управления также был создан Высший церковный совет, членами которого стали архиереи, пресвитеры и миряне, а в состав Священного синода были включены архиереи. Более того, Собор принял Приходской устав, регламентировавший условия деятельности православных приходов, ввел определения об активизации деятельности женщин в церковной жизни, о братствах ученых монахов и о проповедничестве, а также выпустил уставы о новой соборной структуре Церкви, основанной на началах широкой инициативы и выборности, и о самоуправлении приходов. Однако в условиях господства атеизма, поддерживавшегося коммунистической иделогией, многие другие важные решения Собора так и не были реализованы.
Необходимо отметить, что Русская Церковь, несмотря на многовековую связь с русской монархией, не встала на сторону какой-то определенной политической силы, не включилась в политическую борьбу. В то же время Церковь не могла остаться равнодушной к событиям в стране и призывала к завершению кровавых распрей и всеобщему покаянию.
В январе 1918 года после рождественских каникул открылась вторая сессия Собора, и его заседания продолжились в здании Московской духовной семинарии. Главной темой второй сессии было устройство епархиального управления. После долгого обсуждения была принята формула, согласно которой епархиальный архиерей являлся предстоятелем местной церкви и управлял епархией при соборном содействии клира и мирян. Тогда же для кандидатов в архиереи был введен возрастной ценз – 35 лет.
Помимо этого, Собор постановил, что епископы должны избираться их монашествующих или лиц белого духовенства, не состоящих в браке, а епархиальное собрание, при содействии которого архиерей управляет епархией, - из клириков и мирян, на трехлетний срок.
Крайне напряженный характер приняла на заседаниях дискуссия о единоверии (старообрядческом направлении). После полемики Собор наконец пришел к компромиссному решению об учреждении пяти единоверческих кафедр, подчиненных епархиальным архиереям.
Вторая сессия протекала в то время, когда страна была на пороге Гражданской войны. Среди русских людей, сложивших свои головы в этот период, были и священники: так, например, в январе 1918 года в Киеве бандитами был убит митрополит Владимир (Богоявленский).
Последняя, третья, сессия Собора продолжалась с 19 июня по 7 сентября 1918 года. В отношении патриаршества на ней были приняты «Определение о порядке избрания Святейшего Патриарха», которое регламентировало эту процедуру, а также «Определение о местоблюстителе патриаршего престола», в котором предусматривалось незамедлительное избрание местоблюстителя из числа членов Синода, в случае если престол патриарха освобождался.
Еще важное постановление этой сессии – «Определение о монастырях и монашествующих», в котором устанавливался возрастной ценз постригаемого: человеку должно было быть не менее 25 лет. Вдобавок Поместный собор подчеркнул преимущество общежительства перед особножительством и рекомендовал всем монастырям ввести у себя общежительный устав, а всем монастырским насельникам предписывал нести трудовое послушание.
Тогда же Собором были внесены «Определение о церковных округах», которые Русской Церкви необходимо было учредить, и два других определения, которые были призваны укрепить достоинство священного сана: во-первых, была отмечена недопустимость второбрачия для вдовых и разведенных священнослужителей, а во-вторых, удостоверялась невозможность восстановления в сане лиц, лишенных его приговорами духовных судов.
Помимо этого, на заключительном собрании был утвержден автономный статус Украинской Церкви, для которой, однако, постановления Всероссийских церковных соборов и патриарха все же должны были иметь обязательную силу.
Заседания были прекращены из-за конфискации помещений, где они проходили. Вынужденные подчиниться обстоятельствам, его участники назначили организацию нового Поместного собора на весну 1921 года, однако этот созыв так и не состоялся.
Несмотря на то, что ряд намерений Собора не удалось осуществить из-за общественно-политической обстановки в стране, Поместный собор имел колоссальное значение для своей эпохи. Центральным его событием стало упразднение синодальной системы и восстановление патриаршества, в связи с чем можно сказать, что Собор провел границу между двумя периодами истории Русской православной церкви, став важнейшим рубежом на пути их развития.
Задание. Установите соответствие между изображениями видных деятелей в истории Русской церкви и описаниями, данными в отрывках А)-З).
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
А) Епископ Алеутско-Американской кафедры с 1898 года; трудился над распространением православия в Америке; принимал участие в переводе богослужебных книг на английский язык. С 1905 года занимал Ярославскую кафедру, потом был переведен в Вильно. Летом 1917 года был принят Московской епархиальной кафедрой, после чего стал митрополитом. Поместный собор избрал его своим председателем и затем возвел его на восстановленный патриарший престол.
Б) Российский государственный деятель, последний обер-прокурор Святейшего правительствующего синода; министр исповеданий Временного правительства, богослов, историк Русской церкви, церковный и общественный деятель. Имел большой авторитет в кругах духовенства в период подготовки Поместного собора. В правительство был принят в связи с тем, что был заместителем у бывшего министра вероисповеданий и считался специалистом в церковных вопросах. Одновременно был членом Конституционно-демократической партии. Как последний обер-прокурор, подготовил самоликвидацию института обер-прокуратуры и передачу полноты церковной власти Поместному собору Русской православной церкви 1917—1918 годов.
В) Митрополит Киевский и Галицкий, первый архиерей-новомученик Русской Церкви. Духовный писатель и проповедник. Активно выступал против переустройства уклада жизни епархии и действий по образованию автокефалии. На волне автокефалистских настроений был убит группой вооруженных людей прямо на территории Киево-Печерской Лавры.
Г) Историк церкви, церковный деятель, профессор. После Февральской революции активно выступал за обновление церкви на демократических началах. Как член Всероссийского поместного собора, был одним из главных противников идеи восстановления патриаршества. Ему принадлежат слова: «Соборность не уживается с единовластием, единовластие несовместимо с соборностью». Впоследствии один из ярких представителей обновленчества.
Д) Русский философ, богослов, православный священник. Ранние его воззрения можно отнести к философии «социального христианства». Занимался педагогической деятельностью, стал профессором церковного права и богословия. Одно время склонялся к марксистским взглядам, но потом примкнул к монархическому крылу. Создавал публицистические труды в духе религиозной, христианской философии, трактуя ее в церковно-практическом аспекте. Принимал участие в Поместном соборе, где представил доклад, обосновывавший восстановление патриаршества. Революционные события в России подтолкнули его к принятию священнического сана в 1918 году. В 1922 году был вынужден эмигрировать из страны.
Е) Священнослужитель, священномученик, профессор Московской духовной академии, доктор богословия. Был членом Поместного собора, где ратовал за восстановление патриаршества. Ему принадлежат слова: «Орел петровского, на западный образец устроенного, самодержавия выклевал это русское православное сердце, святотатственная рука нечестивого Петра свела первосвятителя Российского с его векового места в Успенском соборе. Поместный собор Церкви Российской от Бога данной ему властью поставит снова московского патриарха на его законное неотъемлемое место». После избрания патриарха стал его секретарем и главным консультантом по богословским вопросам. Его активная деятельность вызвала недовольство большевиков, и в 1924 году он был арестован и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Затем был выслан в Среднюю Азию, по дороге куда скончался.
Ж) Осенью 1917 года на Поместном соборе был одним из трех кандидатов в патриархи, вместе со святителем Тихоном Московским и Арсением Новгородским. В то время народный глас охарактеризовал его как «самого умного» из архиереев Русской Церкви (в отличие от «самого строгого», Арсения, и «самого доброго», Тихона). Блестяще образованный и талантливый церковный писатель, видный церковный деятель двух последних десятилетий синодальной эпохи, давний поборник патриаршества, он, как бесстрашный и опытный церковный вождь, пользовался самой широкой поддержкой участников Поместного собора. 28 ноября 1917 года был возведен в сан митрополита. В мае 1918 года был избран митрополитом Киевским и Галицким. В конце 1919 года эмигрировал в Югославию, где организовал Карловацкий собор. Стал основателем и первоиерархом Русской православной церкви заграницей. Патриархом Тихоном был запрещен в священнослужении.
З) Член партии русских националистов, потом перешел к «октябристам». Во время Февральской революции стал членом Временного комитета Государственной думы. Занимал пост обер-прокурора Святейшего синода в первом и втором (первом коалиционном) составах Временного правительства. Инициировал издание указа Временного правительства об изменении состава Святейшего синода, из которого были удалены большинство его прежних членов. Активно поддерживал деятельность демократически и реформаторски настроенных представителей духовенства. Был сторонником созыва Поместного собора, считая, что преобладающая часть его участников будет сторонниками реформ (это предположение не оправдалось). Был членом Поместного собора, но его заседаний не посещал. В период Гражданской войны эмигрировал, затем вернулся, связался с обновленцами и публиковался в журнале «Безбожник».
Список литературы:
1) Митрофанов Г., прот. История Русской Православной Церкви 1900-1927. - СПб.: «Сатис», 2002.
2) Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006.