История железных дорог

 2017-05-23 23:48:00      

Назад ко всем статьям

Первые железные дороги России и их влияние
 на экономическое развитие страны
 

Появление первой железной дороги стало переломной вехой в истории России. Сложно переоценить значение этого события для экономической истории нашей страны, ведь с железнодорожным строительством тесно связаны развитие промышленности, основание новых городов, решение многих геополитических вопросов.

Сейчас российская железнодорожная сеть является одной из крупнейших в мире: ее протяженность составляет более 85 тысяч километров. Преобладающая часть ныне действующих дорог (за исключением тех, которые находятся в окраинных районах страны) была проложена еще во второй половине XIX века.

В этой статье мы ставим перед собой задачу познакомить читателей с историей возникновения железнодорожных путей в России, а также рассказать о том, какое влияние строительство магистралей оказывало на экономику страны в XIX – начале XX века.

В первой половине XIX столетия основными видами транспорта оставались сухопутный гужевой и водный, которые были малопригодны для регулярных перевозок больших грузов. Работа гужевого транспорта зависела прежде всего от состояния сухопутных дорог. В описываемый период в России его и так нельзя было назвать совершенным, а весенняя и осенняя распутица и вовсе почти полностью блокировала движение. Водные перевозки могли осуществляться лишь в сезон навигации (зимой, как известно, реки замерзают); кроме того, система водных сообщений между реками была еще достаточно неразвита (крупнейшие водные каналы, например канал имени Москвы (соединяющий главную реку российской столицы с Волгой) или Волго-Донской канал, были построены уже в советское время).

Ситуация только усугубилась с началом в 30-х годах XIX века в России форсированной индустриализации, поэтому с той поры на самом высоком уровне активно обсуждались предложения по созданию сети железных дорог.

30 октября 1837 года была открыта первая в России железная дорога – Царскосельская, соединившая столицу государства – Санкт-Петербург с императорской резиденцией в Царском Селе (ныне г. Пушкин) и в дальнейшем продленная до г. Павловска. Эта дорога не была стратегически значимой, однако ее появление сыграло большую роль: она стала первой ласточкой в общей цепи развития сети. При ее сооружении были опробованы методы строительства в достаточно непростых климатических условиях (стоит напомнить о слабости и заболоченности петербургских почв); кроме того, открытие дороги сделало необходимыми закупки железнодорожных локомотивов, топлива для них (уголь), а также металлического сырья для строительства путей и расширения собственного производства машин. Об этом прямо говорит таблица с данными по российскому импорту за разные годы (в тыс. руб.):

Год

Уголь

Металлы не в деле

Машины и аппараты

1804

35

630

нет данных

1816

132

2389

35

1823

290

2394

64

1835

1192

2705

1065

1839

1770

5917

1599

Хотя по вышеприведенным показателям мы наблюдаем постепенный рост импорта в течение всей I половины XIX века, можно сделать вывод, что в 30-е годы значения идут вверх лавинообразно. Особенно это относится к категории «машины и аппараты», импорт по которой за 12 лет (с 1823 по 1835 годы) увеличился почти в 17 раз. Причиной отмеченного, безусловно, явилось развертывание в России железнодорожного строительства.

Первой крупной магистралью в Российской империи стала Варшаво-Венская железная дорога. Она проходила через наиболее развитую часть России – Царство Польское и предназначалась для сообщения с территорией европейских государств – Пруссии и Австрии (стоит напомнить, что в составе этих стран также были польские земли). Уже в 1840 году по этой дороге открылось пробное движение между Варшавой и Скерневице. Варшаво-Венская магистраль служила важным экономическим объектом, поскольку использовалась для вывоза в Европу продукции Домбровского угольного бассейна.

Первой же собственно российской железнодорожной магистралью стала Николаевская (ныне Октябрьская) железная дорога, соединившая две столицы – Санкт-Петербург и Москву. Она была открыта в 1851 году.

Строительство Николаевской дороги резко снизило стоимость грузовых и пассажирских перевозок (стоимость проезда пассажиров на дилижансе из Петербурга в Москву, например, более чем в 10 раз превышала стоимость проезда на поезде). Также открытие линии способствовало росту российской машиностроительной промышленности: Александровский чугунолитейный завод в Санкт-Петербурге перешел на массовое производство подвижного состава для Николаевской дороги.

Как видно из графика, объем грузовых и пассажирских перевозок по этой линии постоянно увеличивался:

В дальнейшем был разработан целый генеральный план строительства железных дорог в нашей стране. Из-за дефицита бюджета (вызванного в том числе и поражением в Крымской войне) правительство отказалось от сооружения новых магистралей за счет бюджета, что давало импульс для развития частного предпринимательства.

В первую очередь строились железные дороги, предназначенные для обслуживания внутреннего российского рынка. Основным железнодорожным узлом стала Москва, занимающая центральное положение в европейской части России, – отсюда пошли пути на Нижний Новгород, Воронеж и Харьков, по которым из плодородных областей России вывозился хлеб и ввозилась промышленная продукция. С экономически развитой Польшей Москву связала Московско-Брестская железная дорога, лес и товары севера в южную столицу ввозились по дороге Вологда – Ярославль – Москва.

После были сооружены магистрали, соединяющие черноземные районы с портами южных морей (Черного и Каспийского), а к концу XIX века началось массовое строительство путей в восточном направлении.

График показывает рост железных дорог в России с течением времени:

Таким образом, можно сделать вывод о том, что строительство железных дорог оказало значительное влияние на экономическое развитие Российской империи и подготовило почву для грандиозного промышленного подъема 80-90-х годов XIX века.

 

Библиография

  1. Головачев А. А. История железнодорожного дела в России. — СПб., 1881.
  2. Железнодорожный ежегодник. Справочная книга для железнодорожников. Год 1904-й. — СПб., 1904.
  3. Историческая география России, IX – начало XX века. — М., 2013.
  4. Рихтер Д. И. Николаевская железная дорога // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — Т. 21. — СПб., 1897.
  5. Сборник сведений по истории и статистике внешней торговли России. — Т. 1. — СПб., 1902.
  6. Струмилин С. Г. Статистико-экономические очерки. — М., 1958.