Анализ живописных произведений

 2017-01-28 19:09:00      

Назад ко всем статьям

Как воспринимать и анализировать картины? Как приблизиться к пониманию произведения и его автора? Существует много различных способов анализа живописных произведений, как строго регламентированных порядком действий (разнообразные алгоритмы), так и достаточно свободных (например, способ восприятия произведения как собственного).

Алгоритм анализа произведения живописи:

1. Автор картины

2. Название картины

3. Стиль и направление

4. История создания

5. Основные параметры

6. Анализ переднего плана

7. Анализ заднего плана и особенности фона

8. Основные идеи и цели произведения

9. Задействованные материалы, в том числе краски, материалы, холст, техники.

Более свободный способ анализа может быть представлен следующей методикой. Для того, чтобы улучшить свое восприятие картины, вам необходимо уделить ей максимум времени и представить, что вы ее сами рисуете: вообразить, как выглядят эскизы, как, каким движением руки и в каком направлении вы кладете первый мазок или обозначаете первый штрих; что вы прописываете раньше – фигуры или фон, какие элементы выделяете более ярким цветом, какие затемняете. Затем – чем вы завершаете картину, чего в ней недостает, и что в ней для вас самое главное. В результате такого восприятия многие картины действительно становятся ближе и яснее зрителю.

Среди многих подобных способов один, однако, выделяется своей нестандартностью и точностью интерпретации. Заключается данный метод в следующем.

На полотно картины мысленно наносится ось координат, как это показано на примерах. Согласно европейскому формату, направления осей трактуются следующим образом: вверх – положительное, вниз – отрицательное, влево – прошлое, вправо – будущее.

Далее картина анализируется в зависимости от динамики изображения. Нижний левый угол обозначает негативное прошлое, в том числе связанное с тяжелой жизнью и небытием. Правый нижний, соответственно, - с негативным или тяжелым будущим, возвращением к смерти, отделенности души от тела в ее одиночестве. Левый верхний угол относится к добрым воспоминаниям, а правый верхний, - к светлому будущему и новым свершениям.

Можно интерпретировать и диагонали. Например, часто встречающуюся диагональ, пролегающую из левого нижнего угла в правый верхний, трактуют как проделанный путь от страданий и тяжб к самореализации и воплощению целей и мечтаний. Примером может послужить «Экстаз святого Франциска» Караваджо. Как и на многих других картинах, изображающих экстазы святых, то есть божественное и вдохновенное отделение души от тела, на этой картине мы можем увидеть диагональ слева направо, направленную вверх, к доброй славе святого Франциска и утверждению его учения, несмотря на все его жизненные перерождения и испытания, встретившиеся на пути святого с начала его рождения и воспитания.

Рис1. Караваждо. «Экстаз св.Францизска»

Диагональ из верхнего левого угла в нижний правый, наоборот, иллюстрирует путь авантюристов, не боящихся риска и мало чем дорожащих в своей жизни. Пример этой диагонали мы можем увидеть на картине Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Диагональ из правого верхнего угла в левый нижний, согласно представленной интерпретации, связана с отказом от желаний и возвращением к тусклому существованию.

Рис2. Суриков В.И., «Переход Суворова через Альпы»

Эту диагональ мы частично можем наблюдать на картине Яна Вермеера Дельфтского, «Девушка с письмом», - судя по выражению лица девушки и ее позе, вряд ли письмо содержит прекрасные новости, и в то же время другая, противоположно направленная диагональ, связанная с падающим из окна светом и положением фруктов в миске, наталкивает нас на мысль о светлых воспоминаниях.

Рис3. Ян Вермеер Дельфтский, «Девушка с письмом»

В целом, диагональ справа налево скорее обладает негативным подтекстом и довольно часто встречается у прерафаэлитов, что сочетается с популярным у них мотивом отчаявшихся и разочарованных в жизни женщин. Последняя оставшаяся диагональ, идущая из правого нижнего угла в левый верхний, не слишком полезна для анализа, и, возможно, поэтому наименее популярна и часто замещается противоположной. Встретить ее можно у передвижников и в картинах, посвященных описанию быта, например, на картине В.Г.Перова «Проводы покойника».

Рис4. Перов В.Г., «Проводы покойника»

Данный метод интерпретации ни в коем случае не категоричен, и его стоит использовать в привязке к конкретной картине и ее сюжету, варьируя возможные подходящие смыслы, потому как строгое следование трактовке помещает развитию восприятия, в то время как грамотное сочетание и дальнейшее использование разных методов может привести, наоборот, к освобождению от рамок и расширению кругозора.