2017-04-08 00:08:00
МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ.
Магический реализм – особый стиль, в котором в реалистическую картину мира добавляются магические, волшебные элементы. Магический реализм подвергает сомнению прозаичность обычной жизни, пытаясь раскрыть чудные и фантастические ее особенности.
Родиной магического реализма можно считать Латинскую Америку: именно в литературных произведениях индейцев или испанцев-первооткрывателей встречались первичные составляющие этого стиля. Среди ранних авторов магического реализма стоит отметить П. Симона, благодаря которому мы знаем миф о богатейшей стране Эльдорадо. Из более поздних авторов обязательно нужно вспомнить Х. Л. Борхеса с причудливыми приключенческими историями и его наследника, Х. Кортасара. В то же время центральным произведением магического реализма считается «Сто лет одиночества» Г. Г. Маркеса, в котором мы сталкиваемся не только с суровыми реалиями жизни и безжалостной справедливостью судьбы, но и с удивительными образами буквально растворяющихся в воздухе желтых бабочек и прекрасных испанских женщин. Если же обратиться к отечественной литературе, к магическому реализму можно отнести работы С. Кржижановского, М. Булгакова, Д. Хармса, Н. Гоголя.
Постепенно магический реализм проник и в живопись, и, по словам критика Ф.Роха, видевшего основные особенности стиля в возвращении к повседневности после фантастичности работ экспрессионистов, удлинении и миниатюрности объектов, синонимом магического реализма в 1925 году стал «постэкспрессионизм».
Магический реализм также узнаваем в работах М. Шагала, М. Чюрлёниса, Э. Уайета и проч. Например, рассматривая известную картину М. Шагала «Над городом», мы можем заметить не только потрясающую утонченную динамику и проработанность деталей, свойственную всем работам автора, но и «следы» экспрессионизма в рельефах фигур и «перетекаемости» красок.
Рис. 1 - М. Шагал «Над городом».
Сравнивая эту картину с экспрессионистическими полотнами, например, с «Красным городом» М. Верёвкиной, мы можем заметить, что «Над городом» содержит больше реалистичных элементов, светлых оттенков и плавных линий, чем у «Красного города», и меньше резких контрастов. Картина Шагала выглядит не такой будоражащей и пугающей, как многие работы экспрессионистов, - она более нежная и утонченная.
Рис. 2 - М. Веревкина «Красный город».
В картинах Р. Магритта можно обнаружить типичный (если такое понятие допустимо для постэкспрессионизма) магический реализм. Например, если обратить более пристальное внимание на картину «Сын человеческий», где искусно отображено тончайшее, гладкое, контрастное представление с мелкими деталями, соседство реальности и ирреальности, с загадочным символическим смыслом искушения и преемственности поколений.
Рис. 3 - Р. Маггрит «Сын человеческий».
Среди современных художников выделяется польский мастер Томек Сетовски. В его работах хорошо заметен насыщенный постэкспрессионизм, богатый не только деталями, но и сюжетными арками, а также аллюзиями, балансирующий на границе с сюрреализмом.
Рис. 4 - Т. Сетовски
Кроме того, магический реализм широко распространен в кинематографе. К «магическим» лентам относятся «Крупная рыба» Т. Бертона, «Аризонская мечта» Э. Кустурицы, «Сны» А. Куросавы, «Лабиринт Фавна» Г. дель Торо, «Загадочная история Бенджамина Батона» Д. Финчера, «Зеленая миля» Ф. Дарабонта и другие известные фильмы.