2017-01-02 19:54:00
В СССР через некоторое время после отмены Рождества (примерно в конце 1930х) было решено вернуть зимний праздник, исключив из него весь религиозный подтекст. Примерно с советских времен и пошла традиция шумно и весело отмечать Новый Год так, как мы привыкли это делать, - вместе с любимыми Дедом Морозом и Снегурочкой. Дед Мороз – это изначально языческий образ Хозяина Зимы, Морока (Морозко, Зимника и др.), связанный с зимним солнцестоянием. Все проявления зимы в поверьях были связаны с этим божеством: метель появляется от его дыхания, треск мороза – от стука его посоха, иней – это его замерзшие слова. Но древним славянам Дед Мороз подарков не делал, наоборот, люди задабривали его пирогами и подношениями, чтобы пережить холонцю зиму. Внешний вид, как и имя, зависел (как, впрочем, зависит и до сих пор), от местной традиции. Интересна такая тенденция: чем суровее погода в той или иной области, тем более величественным изображали Деда Мороза.
Можно считать, что современный образ начал свое формирование со сказки «Мороз Иванович» из сборника В.Ф.Одоевского 1840г. В 1864 году Н.А.Некрасов написал поэму «Мороз, Красный Нос». Впоследствии Мороз появлялся в произведениях о Снегурочке. Первые попытки пригласить волшебника, похожего на европейского Николая Угодника, в гости к русским детям предпринимались при Александре Втором, однако, целостным образ стал и прижился только к началу ХХ века.
День рождения российского Деда Мороза отмечается 18 ноября в Великом Устюге, поскольку в это время в резиденции зимнего волшебника обычно начинается зима. На День Рождения приезжают фольклорные персонажи из других областей и стран: Снегурочка – из Костромы, Чисхан – из Якутии, Йоулупукки - из Финляндии, Микулаш - из Чехии и многие другие.
Образ Снегурочки как таковой отсутствовал в пантеоне богов и появлялся только в сказках. Девушка (или иногда маленькая девочка) приходилась Морозу дочерью или внучкой, подругой-богиней Костромой, или духом застывающих к зиме вод р.Двины. Западных аналогов для Снегурочки нет, хотя и присутствуют в зарубежной фольклорной литературе персонажи богинь-дарительниц. Снегурочка «родилась» в пьесе А.Н.Островского 1873 года, которая не приобрела должной известности вплоть до премьеры оперы Н.А.Римского-Корсакова в 1882 году. В.Васнецов после работы над эскизами костюмов к этой опере создал одноименную картину, получившую лестный отзыв А.Бенуа о том, что именно в этой картине Васнецов открыл «закон древнерусской красоты». Эскизы для оперы рисовали М.Врубель, Н.Рерих и многие другие. Изображали на своих картинах чудесную девушку также К.Коровин, Б.Кустодиев, В.Перов, И.Глазунов и др.
В 1937 году оба персонажа встретились на сцене Дома Союзов и с тех пор стали неразлучными.
Что почитать:
Е.Ким «Елка. 100 лет тому назад» - книга о традициях Нового Года, классических подарках и многом другом
И.Шмелев «Лето Господне», 1927-1948гг, роман И.С.Шмелёва, описывающий уклад русской жизни, в том числе Рождественские традиции
Ф.Достоевский – «Мальчик у Христа на ёлке», 1876г. - рождественский рассказ
А.Куприн – «Чудесный доктор», 1985г. - известная метафорическая история, основанная на реальных событиях
А.Жвалевский и Е.Пастернак «Правдивая история Деда Мороза» - скорее историческая фантастика
Что посмотреть (для любителей отечественного кинематографа):
«Морозко» А.Роу, 1964г.,
«Снегурочка» П.Кадочникова 1968г,
«Новогодние приключения Маши и Вити» И.Усова и Г.Казанского, 1975г.
«Весенняя сказка» Ю.Цветкова 1971г.
«Чародеи» 1982 года по сценарию братьев Стругацких.
Марися Аверченкова