Неомарксизм в тезисах

 2017-04-28 11:41:00      

Назад ко всем статьям

Неомарксизм:

  • теории, производные от марксизма, имеющие существенные отличия;
  • неомарксисты критиковали экономических детерминистов за несоответствие диалектическому началу теории Маркса (нивелировали значимость идей, действий отдельного человека). 

Гегельянский марксизм

(Реакция на "Экономическо-философские рукописи 1844 года")

1. Георг Лукач (1885-1971)

"История и классовое сознание"

  • Товарный фетишизм - приписывание товарам и их рынку в капиталистическом обществе объективного независимого существования;
  • Овеществление - применяется ко всем сферам (социальные структуры объективны по отношению к людям);
  • Человек - объект, а не субъект событий (находится во власти законов);
  • Классовое сознание = ложное сознание (обусловленное непонимание людьми собственного положения). Оно может перейти в самосознание только в капиталистических обществах (более постой строй);
  • Пролетариат - активный творец собственной судьбы (классовая борьба переходит с экономического уровня на уровень осознанной цели);
  • Диалектическое отношение между экономикой и идейными системами.

2. Антонио Грамши (1891-1937)

"Тюремные тетради" и "Революция против капитала"

  • Отрицал фатализм истории;
  • Экономика не приводит массы к восстанию, для этого необходимо развитие идеологии интеллектуалами;
  • Гегемония - культурное лидерство правящего класса (власть не принудительна, а авторитетна);
  • Экономического контроля недостаточно, нужен духовный и интеллектуальный.

Критическая теория (Франкфуртская школа)

  • акцент на культурной сфере жизни общества;

  • критиковали позитивизм за:
  • пренебрежение к роли действующих субъектов;
  • веру в естественные силы;
  • консерватизм (рассматривает адекватность средств, а не целей);
  • пассивность индивида;

- критиковали социологию за:

  • превращение научного метода в самоцель;
  • отказ от критики общества с целью социальных изменений (не соотносится с практикой);
  • игнорирование взаимодействия индивидов и общества;

- Рациональность - доминирующая социальная проблема:

  •  формальная рациональность (технократическое мышление) - принятие решений на основе экономических калькуляций;

  •  субстанциональная рациональность (разум) - принятие решений на основе системы ценностей, мировоззрений.

(Деление предложил М. Вебер).

NB! Дж. Фридман: «Освенцим был рациональным, но неразумным местом» (пример формальной рациональности - нацизм).

Критика современного общества:

- за подавление личности культурой; рациональность - "мир-железная клетка рациональности" М. Вебер, но "Иррациональность общества в целом";

- за излишний консерватизм (принимали существующий статус-кво и не предлагали вариантов изменения); внимание на макроуровне, а не на индивиде.

Идейный основы:

1. Гегельянство

2. Интерес к субъективности

3. Диалектика (взаимное влияние аспектов)

4. Марксизм

- Категории господства и эксплуатации;

- Критика капиталистического общества;

- Проблема отчуждения;

- Фрейдизм;

- Ориентация на индивида;

- Проблема сознания;

- Веберианство;

- Фокус внимания на культуре;

- Исторический контекст.

Общая характеристика:

Представители: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас.

"Новые левые" выступали против:

- Буржуазного консерватизма;

- Социализма в СССР;

- Общество всеобщего отчуждения (капитализм);

- Унификации личности.

Движущая сила - группы, находящиеся на социальном дне (а не пролетариат).

Основные проблемы: критика современного общества за антигуманный, антиличностный характер, концепция авторитарной личности и поиск реальности, соответствующей ей, психоанализ, тоталитарность, господство и эксплуатация через призму отчуждения.

Условия возникновения взглядов:

- Реакция на торжество фрейдистско-тейлористского этапа индустриального капитализма (человек становится придатком машины);

- Общество - модель идеальной фабрики;

- Тоталитарность эпохи.

Герберт Маркузе (1889-1979)

"Разум и революция" "Эрос и цивилизация" "Одномерный человек"

Современное общество иррационально в целом, так как:

  • разрушает индивида;
  • мир поддерживается за счет угрозы войны;
  • много средств, но люди бедны; 

- использование технологии в капиталистическом обществе приводит к тоталитаризму (производит новые методы контроля над индивидом);

- технология как метод господства над людьми, поддерживает континуум господства (телевидение).

Как следствие, происходит подавление индивидуальности и свободы объекта.

- результат - «одномерное общество» - индивиды теряют способность мыслить критически;

- революция как способ обрыва связи между технологией и индивидом.

Критикует индустрию культуры за:

  • фальшь;
  • умиротворяющее и отупляющее воздействие.

- проблемы свойственны не капитализму, а рационализированному миру вообще - «железная клетка»

"Современная эпоха склонна к тоталитарности даже там, где ее не произвела" (Г. Маркузе).

За счёт определённых технологий, подавляющих индивидуализм и свободу, господствующих при капитализме, происходит усреднение людей, что обеспечивает существование власти и господства. Человек теряет способность критически мыслить и становится "одномерным".

Индустриальное общество обеспечивает нейтральные позиции и молчаливое согласие с ними, что способствует формированию "витальных" потребностей (элементарных жизненных) - главные влечения (как и у Фрейда) ⇒ возможность их удовлетворения.

Изменение общества только в случае слияния антропологических (витальных потребностей) и социальных потребностей! ⇒ революция.

Три уровня революции:

  1. Сексуальная революция - освобождение влечений;
  2. Культурная революция - борьба против "репрессивной культуры" - авангардизм и сюрреализм;
  3. Социальная революция не интегрированных в современное общество групп.

Не пролетариат, так как стал управляться посредством массовой культуры и перестал быть угрозой.

Теодор Адорно (1903-1969)

«Философия новой музыки» «Диалектика просвещения»

  • программное изложение неомарксизма;
  • отчуждение как основная проблема Запада (утрата человеком индивидуальной свободы), то есть неудачная цивилизация с признаками «фашизоидности».

«Авторитарная личность»

  • в основе концепция Э. Фромма;
  • анализ личности в условиях капиталистического общества + антигуманная направленность + антисемитские начала;
  • определенные виды музыки как процесс отчуждения (обесчеловечивание);
  • некритическое отношение к существующим порядкам, шаблонность мышления, презрение к бедным, ориентация на власть и силу - фашизоидный тип.

Типология:

  1. Конвенциональный;
  2. Садистско-мазохистский;
  3. Причудливый;
  4. Меланхолический;
  5. Манипулятивный.

«Логика социальных наук»

К. Поппер

Т. Адорно

Школа критического рационализма (позитивизм)

Франкфуртская школа диалектики

Тезис о единстве научного метода в естественных и социальных науках

Отрицал равенство социологии и естественных наук

Невозможность существования абсолютного знания

Необходимо различие предметах и методах

Метод «Фальсификация»

Юрген Хабермас (1929- по сей день)

«Структура общественного мнения» «Проблемы легитимации в условиях позднего капитализма» «Теория коммуникативного действия»

  • критиковал позитивизм и неопозитивизм, так как считал, что познающий субъект играет важную и активную роль в конструировании мира;
  • труд и язык детерминируют социальное пространство и интересы.

Интерес:

  1. Технический познавательный (контроль и рациональное использование природы);
  2. Практический (вырабатывается в ходе межличностного взаимодействия);
  3. Освободительный (от форм отчуждения и угнетения).

Две сферы человеческого существования:

1. Труд (взаимодействие с природой)

  • Технология;
  • Рациональность;
  • Эффективность.

 2. Интеракция (межличностное взаимодействие)

  • достижение консенсуса между субъектами.

Эффективность человеческого бытия возможна в случае объединения труда и коммуникации.

«Жизненный мир» - символическое самовоспроизводство, возникающее из тех значений, которые составляют основу жизненного опыта.

Жизненный мир - субъективное состояние, внутренний мир.

Жизненный мир и коммуникативное действие оказывают взаимное влияние друг на друга.

Система - объективный мир фактов.

Колонизация жизненного мира - насилие, применяемое системой, по отношению к жизненному миру, что приводит к ограничению коммуникации в нем.

Но система может сопротивляться, поэтому проект не будет доведен до конца «Незавершенный проект современности».

К. Маркс: «Человека от животного отличают труд и язык».

Социальная эволюция: (в зависимости от сферы рациональности)

  1. мифопоэтическая;
  2. космологическая;
  3. религиозная;
  4. метафизическая;
  5. современная.

Господство формальной рациональности над другими сферами жизни.

  • изучал соотношение между знанием и человеческими интересами

3 системы знаний:

  1. Аналитические науки или классические позитивистские научные системы (техническое предсказание и контроль за обществом и людьми);
  2. Гуманистическое знание (понимание мира);
  3. Критическое знание (освобождение человека).

К. Маркс - труд VS Ю. Хабермас - коммуникация

  • отсутствует релятивизм;
  • психоанализ помогает избежать препятствий на пути к свободной коммуникации;
  • рационализм - освобождение «снятие ограничений на общение»;
  • искажение коммуникации происходит из-за легитимации власти и навязывания идеологии (это необходимо устранить для открытого общества);
  • эволюция в ходе развития системы в сторону меньших репрессий: добровольное согласие в процессе аргументации.

Дискурс - та форма общения, которая не связана с контекстом опыта и деятельности, ради желания совместно докопаться до истины, победу одерживает лучший аргумент (сила или власть не решают конечного исхода).

Макс Хоркхаймер (1895-1973)

«Традиционная и критическая теория»

  • традиционность - анализ данности, служит интересам групп общества;
  • критическая теория - вмешивается в реальность, подходя к ней критически, во благо всего общества.

«Диалектика просвещения»

  • анализ современного им технологического общества.

Центральный тезис: «Просвещение превращается, обратным ходом, в мифологию» + «Практическая тенденция к самоуничтожению присуща рациональности с самого начала».

Основные тезисы:

  1. Просвещение (и модерн) как формальная рационализация (эффективность, но не учитывает ценности);
  2. Исчезает мораль;
  3. Инструментализация разума: средства превращаются в цели (не судим о ценности цели);
  4. Феномен антисемитизма - возврат к варварству (репрессии основаны на категории биологического различия);
  5. Основные черты культуры цивилизации Нового времени (модерна):
  • Отчуждение;
  • Овеществление;
  • Товарный фетишизм;
  • Коммерциализация культуры и деградация;

      6. Принцип господства.

«Рост экономической эффективности порождает, с одной стороны, более справедливые условия, с другой - технический аппарат и владеющие им социальные группы, возвышающиеся над прочим населением. Индивид перед лицом экономических сил ничто. Общество господствует над природой как никогда. Служа аппарату, индивид исчезает, но и как никогда он аппаратом оснащен».

Эрих Фромм (1900-1980)

«Психоанализ современного общества»

  • разрыв первобытных связей с природой;
  • дискомфорт изоляции и 2 способа выхода из нее: подчинение власти (мазохизм) и попытка подчинить других (садизм);
  • любовь - единственная духовная форма отношений.

«Бегство от свободы»

  • история человечества - процесс возрастания индивидуализации и освобождения

а) овладение природой и разумом;

б) обособление индивида и чувство одиночества, изоляции, непонимания.

  • выход: активная солидарность и гармония с другими людьми;
  • НО! свобода может стать невыносимым бременем, поэтому некоторые стремятся отказаться от нее;
  • в средневековье отсутствовало понятие личной свободы;
  • амбивалентность капитала:

а) развитие активной личной ответственности;

б) мощь промышленной системы, обезличенность человеческих взаимоотношений, поэтому ощущение изоляции и беспомощности.

  • развитие капитализма приводит к развитию индивидуализма;
  • чувство бессилия и одиночества приводит к стремлению избавиться от него.

Несколько механизмов бегства от свободы:

  • авторитаризм (садизм+мазохизм);
  • разрушительность (деструктивность) - уничтожить враждебный мир;
  • конформизм (страховка человека от риска и отвественности).

Распространение авторитарного типа личности приводит к распространим тоталитарных режимов.

            «Иметь или быть»

  • критика индустриального общества;
  • основные способы существования человека (модусы).

1. Обладание «иметь»:

  • отношение к миру выражается в стремление сделать мир объектом владения и обладания, в стремлении превратить все и всех, в том числе и самого себя, в собственность.  

2. Бытие «быть»:

  • человек не имеет ничего, и не жаждет иметь чего-либо, но счастлив, продуктивен, использует по максимуму свой человеческий потенциал;
  • современное общество: «Я есть то, что имею и потребляю» (общество потребления);
  • в западном обществе смысл жизни в обладании статусом, деньгами;
  • идеальное общество: синтез духовного ядра Средневековья и рационализма индустриального мира;
  • модус бытия имеет в качестве предпосылок независимость, свободу и наличие критического разума + внутренняя активность - продуктивное использование человеческих потенций.