Государство. Происхождение, сущность и признаки

 2017-02-09 19:39:00      

Назад ко всем статьям

Настоящая статья посвящена одной из самых важных категорий общественных наук и философии – государству. Знания, полученные вами в результате прочтения статьи, помогут вам при решении олимпиадных заданий первого тура, написании эссе и проектной работы. Знания о государстве – основополагающие знания, необходимые участникам олимпиады не только по обществознанию, но и по экономике, праву, истории.

Итак, для начала необходимо обозначить различия в понимании терминов «государство» и «общество», которые прослеживаются уже в богословском труде Аврелия Августина «О граде божьем» (до этого государство и общество зачастую выступали как тождественные понятия). В современной системе знаний государство – выделенная из общества определенная группа, призванная управлять различными (политическими, социальными, экономическими и др.) процессами в жизни общества. Поэтому, в частности, абсолютно некорректно говорить про существование «президента общества», органы государственной власти могут быть только в государстве.

Определившись с терминологией, мы должны понять, что же все-таки государство из себя представляет, какова его сущность (закон бытия; то, без чего государство немыслимо). Сущностью любого государства является государственная власть – без нее государство не существует и не может существовать. При этом, сущность у государства всегда одна, она не зависит от формы правления и политического режима, может приобретать определенные оттенки в разные исторические эпохи – классовые, узкопартийные и т.д.

Далее необходимо разобраться, когда и почему государство впервые появилось, то есть поговорить о происхождении государства. Происхождение необходимо отличать от возникновения, образования новых государств. Поэтому, в частности, не будет являться предметом нашего внимания возникновение США (хотя, например, так доказывается теория общественного договора) или образование новых государств после распада СССР. Нас интересует момент, когда впервые в истории человечества появился новый социальный институт – государство.

Теории, выдвигаемые в разное время различными мыслителями, имеют не только чисто познавательный, теоретический характер, но и прикладное значение, ибо позволяют понять сущность государства, выявить причины и условия его происхождения и развития, установить направления деятельности государства. В ходе подготовки к олимпиаде обязательно более подробно изучите общепризнанные концепции (материалистическую, общественного договора, психологическую и др.) и специфические теории (инцестную, спортивную и др.). Обратите внимание, что одной из немногих опирающихся на реальную историческую практику концепций является ирригационная теория Карла Августа Виттфогеля (или теория гидравлического государства).

Перейдем теперь к рассмотрению такого важного вопроса, как признаки государства, то есть важнейшие его свойства, отличающие государство от иных социальных институтов и необходимые для его существования. Представляется, что неосновных, вторичных или дополнительных признаков у государства быть не может. Так, к числу признаков следует отнести:

  1. Публичная (государственная) власть – сущностный признак (см. выше); именно из этого признака вытекает монопольное право государства на легальное насилие, наличие специального аппарата принуждения, армии, чиновнического аппарата и т.д.

  2. Административно-территориальная организация населения. Признаком не является население, не является и территория – рассматривать две эти важнейшие категории необходимо вместе. Государство должно каким-нибудь образом расселить подвластное ему население: более эффективный способ будет способствовать более эффективному управлению.

  3. Государственный суверенитет – политико-юридическое понятие, означающее единство, полноту (внутренний суверенитет) и независимость (внешний) государственной власти. Указанные три элемента невозможно разделить (однако вы можете порассуждать относительно внешнего суверенитета – так ли он необходим государству). Суверенитет присущ государству в целом и не свойственен его отдельным институтам. Более подробно о проблематике суверенитета вы можете узнать из трудов основоположника данной идеи – Жана Бодена; обратите внимание и на исторический аспект проблемы – в частности, после Тридцатилетней войны (1618-1648) в Европе сложилась так называемая «Вестфальская система», основанная на идее суверенности государств и их границ.

  4. Налоги как признак государства, безусловно, связаны с признаком публичной власти. Налоги (в широком смысле, без привязки к российскому законодательству) жизненно необходимы любому государству, которое ничего не производит, но должно иметь финансовые ресурсы для осуществления своих функций.

Указанные выше признаки в той или иной трактовке и с определенными оговорками признаются большинством исследователей. Стоит отметить, однако, ряд важных моментов:

- Признание другими государствами – играет роль лишь в международных отношениях; государство, возможно, будет существовать и без признания (исследуйте информацию о непризнанных государствах), однако в настоящее время признание становится необходимым явлением.

- Право создается государством, государство невозможно без права – это, однако, не значит, что данные явления являются признаком друг для друга. Аналогичная позиция должна быть избрана и для определения возможности государственного языка быть признаком государства.

- Символика государства (герб, флаг, гимн и другие формальные атрибуты) помогают тоньше, полнее понять и осмыслить государство, его намерения и предпочтения; но символика не может рассматриваться как признак – любое государство может отказаться от внешних атрибутов (например, в Великобритании гимн и вовсе используется по традиции), что никак не повлияет на его природу.