Жанр статьи во II туре олимпиады 

 2017-02-06 21:25:00      

Назад ко всем статьям

         Представьте себе второй тур региональной олимпиады. Какое задание может вам попасться? Зачастую участников просят написать статью на ту или иную тему. Даже если вам кажется, что вы ни за что не справитесь с такой работой, не стоит предаваться панике: для этого жанра существуют свои лайфхаки, которые помогут получить максимальный балл.

1.Всегда стоит думать о том, для какого издания или ресурса предназначена ваша статья. Это касается как условно публицистических, так и условно научных текстов. Работы для Википедии и школьного учебника будут отличаться от друг друга, точно так же, как и статьи для женского журнала и литературоведческого сборника. Это касается и содержания, и стилистики. Постарайтесь вспомнить пример издания или интернет-ресурса, где могла бы быть размещена подобная статья, подумать о целевой аудитории. Это поможет подобрать правильные идеи и слова. В статье в журнал для домохозяек нужно пояснять даже самые базовые термины, так как читательницы, скорее всего, не знают их, в то время как объяснение слова «метафора» в работе, предназначенной для специалистов-филологов, будет смотреться неуместно. Подбирайте примеры, исходя из уровня потенциального читателя. Если вы пишете статью для школьников, то возьмите хотя бы один текст из базовой школьной программы, а вот в случае с энциклопедией можно брать и не совсем очевидные произведения.

2. Немного слов о композиции вашей работы. Она зависит от самого задания. Зачастую на творческом туре необходимо написать статью, которая будет иллюстрировать некоторое явление в литературе. Так было, к примеру, на региональном этапе в 2015 году, когда участников просили рассказать про литературное «бытование» таких объектов, как цветок, часы, зеркало, письмо и окно. В таком случае будет логично посвящать абзац каждому примеру. Можно расставлять их в хронологическом порядке (от самого давнего текста к самому позднему), либо объединять в смысловые группы (в случае с вещами можно было, к примеру, вспомнить разные типы писем, виды цветов и т. д.) Если же вам надо рассказать какую-либо теоретическую информацию, то тогда стоит идти от общего к частному, сначала давать очевидное определение, а потом углубляться в детали. В любом случае вы должны следить за внутренней логикой. Помните, что плохо продуманная композиция может помешать жюри правильно понять ваши идеи. Напротив, хорошо выстроенный текст произведет куда более благоприятное впечатление.

3. Есть некоторые способы придать правдоподобия вашей статье:

  • Если речь идёт о журнале, то самый очевидный способ – поставить подпись. Конечно же, ни в коем случае не надо подписываться своим настоящим именем, так как тогда работу могут дисквалифицировать за несоблюдение анонимности. Здесь можно дать волю своей фантазии. Не так важно, кем вы будете: И. И. Ивановым или В. Я. Брюсовым, главное, что вы помните, как публикуются статьи в настоящих изданиях. Если хотите, можете указать должность, но тогда тоже следует задуматься о правдоподобии. Текст для серьёзного филологического издания, честно подписанный учеником 9 класса, будет выглядеть несколько комично.
  •  Также можно посоветовать поставить дату и номер издания. Это, опять же, покажет, что вы знакомы с жанром. Не стоит недооценивать и важность заголовка! Он задаёт тон всей вашей работе, вызывая у читателя определённые ожидания. В журнальной статье выигрышно будет смотреться название, содержащее в себе цитату из литературного произведения. Для энциклопедического текста можно сделать отдельные подзаголовки к абзацам, к примеру, как это бывает в Википедии.
  • В настоящих статьях часто встречаются врезки: отдельные слова или цитаты, вынесенные из основного текста. Почему бы не сделать так же на олимпиаде? Подчеркните ключевые слова и основные тезисы вашей работы, а в примечаниях укажите, что выделенную информацию можно использовать в качестве врезок.
  • Не стоит пренебрегать иллюстрациями. Это отличный способ показать, что вы разбираетесь не только в литературе! Можно указывать картины, можно ссылаться на кадры из фильмов, это остаётся на ваше усмотрение. Понятно, что перерисовывать по памяти нужную иллюстрацию вас никто не просит, но указать в примечаниях, что такой-то пример можно сопроводить такой-то картинкой – хороший ход.

Обязательно перед сдачей проверьте свою работу  на речевые и фактические ошибки! Грамотность и эрудированность ценятся и в I, и во II туре олимпиады, но допустить неточность по невнимательности может каждый. Постарайтесь посмотреть на статью как бы со стороны, будто читая её в первый раз. Так вы не потеряете баллы из-за простой усталости. Впрочем, это касается не только статей, но и любых других письменных работ.