Походы золотоордынцев на Русь после Батыева нашествия и до Василия I

 2017-07-07 07:41:00      

Назад ко всем статьям

  

С.В. Иванов «Баскаки»

После татаро-монгольского нашествия 1237-1241 гг. Русь стала вассалом Золотой Орды. Возглавлять её теперь должен был обладатель ярлыка, выдаваемого самим ханом.
Вначале великим князем был назначен Ярослав Всеволодович. Но после того, как он был убит в Орде в 1246 г., возник конфликт, поскольку завещание князя, согласно которому владимирский престол наследовал Андрей, противоречило воле Батыя, желавшего передать ярлык Александру Невскому. Андрея поддерживал и монгольский хан Гуюк, который, однако, вскоре (1247 г.) умер. По возвращении Ярославичей из Орды Андрей и Ярослав заключили союз с Даниилом Галицким (Андрей женился на дочери галицко-волынского князя).
Андрей, став владимирским князем, не был лоялен по отношению к хану, потому Батый, а возможно и его сын Сартак, решил организовать поход на Русь для его смещения. Полководец, называвшийся в летописи «царевичем», Неврюй перешёл Клязьму под Владимиром и 23 июля 1252 г. разбил войска противника.
Подробности сражения неизвестны. Андрей и Ярослав бежали в Новгород, но там их не захотели принять, потому Андрей уехал в Швецию, а его брат – в Псков. Неврюй разорил Переяславль и несколько других городов. В Орду было уведено огромное множество пленников и скота. Когда Андрей вернулся, Александр примирился с ним, и больше они не воевали.
      
В 1254 г. галицко-волынский князь Даниил, вступивший ранее в союз с Андреем Ярославичем, принял королевский титул и заключил союз с великим князем литовским Миндовгом. После писем Даниила папе римскому последний стал призывать соседние народы к походу против кочевников.
    
Дальнейшие походы имеют различные датировки – 1255-1259 гг. по летописям и 1252-1255 гг. – по исследованиям М. Грушевского. Во время первого нападения хан Куремса, владевший землями по правому берегу Днепра, занял один из городов, но тот был отбит. Во время своего второго похода Куремса безуспешно осаждал Кременец, и, когда соперник Даниила Изяслав попросил помощи в борьбе за Галич, хан отказал ему. Даниил Романович организовывал ответные походы, но они были сорваны литовцами, которых благословил на завоевание Руси папа римский.
Во время последнего похода Куремсы у галицкого князя возникли проблемы со сбором войск, так как вспыхнувший в городе Холм пожар был воспринят воинами, оставшимися в княжестве, как захват города татарами. Но тем не менее войска соединились во Владимире-на-Волыни.
Несмотря на последовавшую локальную победу русских, ордынцы продолжали находиться в районе Луцка, который не был подготовлен к осаде. Однако из-за сильного ветра татары не смогли переправиться через реку, мост через которую русские уничтожили. После этого Куремса принял решение об уходе в степь. Победа была за Даниилом.
Но вскоре для восстановления престижа Орды был прислан экспедиционный корпус во главе с опытным военачальником Бурундаем, который вынудил Романовичей пойти с ним на Литву в 1258 году, а также срыть все крепостные укрепления в княжестве, кроме крепости Холм. Таким образом, зависимость от татаро-монголов была восстановлена.
       
Во время переписи населения, проводимой ордынцами в 1257 г., в Ярославле вспыхнуло восстание, причины которого достоверно неизвестны. Жители города во главе со своим князем Константином взялись за оружие и на правобережье реки Которосль, на месте, ныне называемом Туговой горой, вступили в жестокую битву с ордынцами. Русские потерпели поражение, а сам город был разорён.
По местной легенде, гора была названа Туговой потому, что после сражения выжившие горожане сильно тужили по убитым. Большинство историков ставит по сомнение факт битвы.
       
Следующий набег на Русь был совершён в 1293 г. при хане Тохте. Многие историки называют этот поход самым разрушительным после Батыева нашествия. Он был вызван желанием городецкого князя Андрея Александровича занять великокняжеский престол, который принадлежал его брату Дмитрию Александровичу.
В условиях разразившейся междоусобицы первый захотел прибегнуть к помощи ордынцев, и Тохта направил к князю рать во главе с полководцем Туданом (на Руси его прозвали Дюденем). В результате похода он захватил и разграбил 14 городов, в том числе Владимир, Переяславль, Можайск, Муром, Москву (Даниил Московский был союзником Дмитрия в этой войне). Андрей стал великим князем, а Дмитрий бежал в Псков. После ухода ордынцев он хотел вернуть престол, но у него не вышло. Тверской князь Михаил Ярославич примирил братьев, и в конце концов Дмитрий возвратился в Переяславль.
Нашествие усилило отток населения из центральных княжеств, переселение в районы Ярославского Поволжья, Москвы, Твери, реки Шексны и другие «окраинные» земли.
            
После смерти Андрея Александровича ярлык на великое княжение перешёл к Михаилу Тверскому. Новый хан, Узбек, подтвердил его ярлык. Но вскоре московский князь Юрий Данилович женился на принявшей православие сестре хана, Кончаке. И тогда хан отдал великое княжение ему.
Возвратившись из Орды, Юрий привёл войско под управлением Кавгадыя. Тверской князь был согласен с передачей власти, но Юрий уговорил татарского военачальника вторгнуться в Тверское княжество. Он призвал и новгородцев, но под Торжком они были разбиты войском Михаила.
22 декабря 1317 года у деревни Бортенево состоялась кровавая битва, в которой тверское войско победило и захватило в плен брата московского князя и его жену. Кавгадый на следующий день сдался сам. В Орде не могли стерпеть такой дерзости, а также смириться с тем, что жена Кончака умерла в тверском плену. Михаила вызвали на ханский суд, и он был казнён.
                  
Следующее нашествие также имело место в рамках конфликта между Тверью и Москвой. В 1326 году Узбек передал ярлык на великое княжение тверскому князю Александру Михайловичу. Приблизительно через год к князю с большой свитой приехал Шевкал (прозванный на Руси Чолхан, или Щелкан), двоюродный брат Узбека. Он вёл себя очень развязно, поселился в княжеском дворце, издевался над жителями. Поползли слухи, что Шевкал хочет убить Александра, а всех обратить в ислам. И 15 августа 1327 г. вспыхнуло восстание, в ходе которого ордынцы были убиты, а Шевкал со свитой был сожжён в княжеском дворце. Сам князь не воспрепятствовал этому.
Иван Калита, соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол, отправился в Орду, чтобы предложить помощь в подавлении восстания. Узбек снарядил для Ивана большое войско, пообещал передать ему ярлык и велел идти на Александра Михайловича. На Руси поход назвали Федорчуковой ратью, по имени одного из военачальников, который был крещёным. Совместное войско москвичей и ордынцев разгромило Тверь, Александр бежал в Псков, а потом в Литву.
Восстание подорвало авторитет противника Москвы. После получения московскими князьями ярлыка установилась «Тишина великая» на 40 лет.
                
В 1362 г., воспользовавшись внутренними неурядицами в Золотой Орде, великий князь литовский Ольгерд повёл войско на татарские земли и в итоге в битве у Синих Вод одержал победу над тремя местными нойонами. Согласно польским хронистам, битву можно разделить на два этапа. Первый этап — это противостояние разделённой на три отдела орды и расположенных полукругом и разделённых на шесть отрядов войск Ольгерда. Попытка ордынцев уничтожить отряды, находившиеся в центре, оказалась неудачной. Войско расступалось и пропускало конницу, обстреливая её с боков. На втором этапе битвы полки Ольгерда перешли в наступление. Они стремились окружить ордынцев и уничтожить их. В конце концов последние отступили.
В результате этой победы была снята зависимость Великого Княжества Литовского и Русского, получены обширные земли Подолья и Киевского княжества. Литовцы набрали силу и составляли серьёзную конкуренцию Москве в деле объединения земель.
            
В 1359 г. в Золотой Орде началась кровавая усобица, которая продлилась до 1380 г. Один из ордынских «царевичей», Тагай, в 1365 г. совершил набег на Рязанское княжество, сжёг Переяславль-Рязанский. Как только Олег Рязанский узнал об этом, он сплотился с другими князьями пограничных княжеств, нагнал татар и разгромил их в битве у Шишевского леса.
Эта победа знаменательна тем, что её удалось достигнуть без вмешательства великого князя владимирского и московского. После сражения владения Тагая перешли под контроль Мамая, начавшего объединение Золотой Орды под своей властью.
             
В 1367 г. ещё один ордынский «царевич», Булат-Темир, решил устроить набег на Русь; своей целью он выбрал Городецкое княжество. Против него выступили войска Суздальского княжества во главе с Дмитрием Суздальским, дочь которого в 1366 г. вышла за Дмитрия Московского, тем самым создав союз между княжествами, и Борисом Городецким. Русские воины настигли ордынцев на берегах реки Пьяны и разбили их. Кочевники пытались отступить, перебравшись через реку, но многие при этом утонули.
Одержанная победа на десятилетие обезопасила рубежи Нижегородско-Суздальского великого княжества. Прошлые же победы показали, что Орда слаба во время усобицы, а Русь за время «Тишины великой» смогла восстановиться и окрепнуть. Посему наступала пора открытого неповиновения ханам.
               
Дмитрий Иванович Московский перестал выплачивать дань хану в 1374 г. В результате участились набеги татар на Нижегородско-Суздальские земли, поэтому Дмитрий Константинович попросил помощи у своего зятя. В условиях открытого неповиновения Орде московский князь решил захватить земли волжских булгар.
Во время похода русские войска разграбили множество сёл и перебили много народа. Наконец 16 марта воины во главе с Дмитрием Боброк-Волынским и сыновьями Дмитрия Суздальского подошли к Булгару. Считается, что в ходе штурма русские впервые столкнулись с огнестрельным оружием, а также увидели верблюдов, что обескураживало воинов.
В битве у стен крепости княжеское войско победило, противник же скрылся в городе. Потом Хасан-хан запросил мира, выплатив 5000 рублей князьям и воеводам. В Булгаре был посажен русский таможенник, а пушки из города были перевезены в Москву. Это был тяжёлый удар и по Золотой Орде в целом.
            
Мамай, обеспокоенный усилением позиций Московского княжества и его союзников, послал на Нижний Новгород Араб-шаха Муззаффара (у нас его прозвали Арапшей). О его приближении знали заранее, и в Нижегородском княжестве удалось сформировать сильное войско. Вначале его возглавил сам Дмитрий Иванович, но, не дождавшись противника, он уехал, оставив полки под управлением сына Дмитрия Суздальского – Ивана.
Войско разбило лагерь у реки Пьяны. Стала резко падать дисциплина, воеводы предавались пьянству, а обычные воины последовали их примеру. В итоге неприятель, тайно подведённый мордовскими князьями, напал на русский лагерь 2 августа 1377 года.
Оказавшись полностью неготовыми к битве, русские побежали к реке, и многие потонули, как татары десять лет назад на той же реке. Среди погибших был и Иван Дмитриевич; Олег Иванович смог спастись. После ордынцы разграбили Нижний Новгород и Рязань.
               
Вскоре, в 1378 г., Мамай решил направить войска под командованием мурзы Бегича на самого Дмитрия Ивановича. Полки московского князя встретились с кочевниками на реке Воже, притоке Оки.
Дмитрию удалось перекрыть брод и занять выгодную позицию на берегу реки. Ордынцы боялись переправляться, и русские воины «оставили» берег. Тогда Бегич начал переправлять своё войско и попал в ловушку. Выстроенные полукругом русские полки выдержали натиск татарской конницы и нанесли контрудар. Ордынцы повернули назад, но преследовать их помешало наступление темноты.
Это была первая победа войск Северо-Восточной Руси над большим отрядом ордынцев. Мамай стал стремительно терять власть в Орде, а всё большее влияние приобретал Тохтамыш, что и вынудило первого в 1380 г. лично совершить поход на Русь.
              
События 1380 г. хорошо знакомы каждому россиянину и дороги для него. Собравшись у Коломны со многих княжеств, объединённые войска во главе с Дмитрием Московским выступили навстречу огромной рати Мамая. Великого князя благословил сам Сергий Радонежский, отдав ему в помощь иноков Пересвета и Ослябю.
8 сентября 1380 года в районе южнее впадения реки Непрядва в реку Дон, на Куликовом поле, состоялась битва. Её предварял поединок Пересвета и Челубея, в ходе которого оба погибли.
Началась кровопролитная сеча. Полк правой руки сдерживал натиск татарской конницы, но левый фланг был прорван. И в этот критический момент с тыла на ордынцев напал засадный полк во главе с Дмитрием Боброк-Волынским и Владимиром Серпуховским. Враг пустился бежать.
В результате разгрома основных сил Орды её военному и политическому господству был нанесён серьёзный удар (дальнейшее ослабление и распад Орды на менее крупные образования обычно связывают с поражением, которое хан Тохтамыш потерпел в битве со среднеазиатским правителем Тимуром (Тамерлан) в 1395 году). Также это сражение окончательно закрепило за Москвой и её князьями знамя объединителя всей Руси для борьбы с игом.
             
Тохтамыш, желая полностью сосредоточить власть в своих руках, пошёл войной на Мамая, разрушив его планы по возвращению на Русь. Воины Мамая перешли на сторону Тохтамыша, а сам он бежал в Кафу, где его и убили.
Тохтамышу необходимо было вновь призвать русских князей к повиновению. В 1382 г. он неожиданно захватил Волжскую Булгарию и для сокрытия этого факта перебил русских купцов. Но о случившемся узнал Олег Рязанский, который, чтобы избежать разорения своего княжества, предложил хану свою помощь.
Вместе они подступили к Москве, где ранее было созвано вече, на котором решили обороняться и не выпускать из города никого из жителей, кроме княжеской семьи. Ордынцы штурмовали город, но потерпели неудачу. Тогда Тохтамыш прибегнул к хитрости: на подходе к стенам города 26 августа при помощи суздальских князей он убедил народ в том, что ему нужен исключительно князь Дмитрий, остальных ждёт помилование. Москвичи открыли ворота, и Тохтамыш зверски разграбил город и многих убил.
После разорения Москвы хан решил не рисковать и покинул её пределы, захватив по пути Коломну. Нарушив договор с Олегом Рязанским, он разгромил и его княжество.
Ордынцы вернулись домой с огромными богатствами. В 1383 г. Тохтамыш предложил Дмитрию Донскому заключить мир, на что тот согласился, выплатив дань и за два прошедших года. Зависимость от татаро-монголов была вновь восстановлена, но было ясно, что Русь уже способна постоять за себя.

          

Заполните таблицу

               

Отрывок

Дата

Событие

А

Б

В

Г

Д

Е

   

А

«Того же лета Тагаи, князь ординскыи, изъ Наручади прииде ратью Татарскою на Рязанскую землю и пожже градъ Переяславль. Князь же великии Олегъ Рязанскыи съ своею братьею съ Володимеромъ Проньскымъ и Титомъ Козельскимъ, събравъ силу свою, и иде въследъ его, и постиже его на месте, нарицаемемъ … , и бысть имъ бои, брань зело люта и сеча зла, и поможе Богъ великому князю Олгу, и братии его Проньскому и Козельскому, а Тагаи въ мале дружине одва убежалъ».

       

Б

«И была битва великая и сеча злая, и помог Бог князю Михаилу Ярославичу Тверскому, и побежал князь великий Юрий Данилович Московский… А Кавгадый повелел дружные свои стяги поврещи и неволею сам побежал в станы».

        

В

«Того же лета прииде …, и Котья, и Славуха храбрый на землю Суздалскую, со миогыми вон, на великого князя Андрея Ярославича. Бысть же въ канунъ Боришу дни, безбожьнии Татарове подъ Володимеремь бродншася Клязму, и пондоша ко граду къ Переяславлю таящееся; наутрии же, на Боришь день, срете ихъ князь великий Андрей со своими полкы, и сразишася обон плъци, и бысть сеча велика, гневомъ же Божиимъ, за умножение греховъ нашихъ, погаными Христиане побежени выша».

       

Г

«Того же лѣта би чоломъ Андрѣи князь цесареви съ иными князи на Дмитриа князя с жалобами, и отпусти цесарь брата своего … съ множеством рати на Дмитриа. О, много бяше пакости крестияномъ безвинныя городы поимаша: Володимерь, Москву, Дмитровъ, Волокъ и иныи грады, положиша всю землю пусту; а Дмитрии во Пьсковъ вбѣжа. Новгородци же Сменомъ Климовичемъ дары послаша … на Волокъ: «воспяти рать с Волока»; а по Андрѣя послаша с поклономъ. Андрѣи князь рать въспяти, а самъ поиха в Новъгород и сѣде на столѣ, в недѣлю сыропустную».

          

Д

«В год … перешел из Синей Орды за Волгу некий царевич по имени Арапша, и захотел он пойти ратью на Нижний Новгород. Князь же Дмитрий Константинович послал об этом весть к зятю своему, ко князю великому Дмитрию Ивановичу. Князь же великий Дмитрий, собрав много воинов, пришел ратью к Нижнему Новгороду с войском большим и грозным … И собралось великое войско, и пошли они ... И пришла к ним весть, что царевич Арапша на Волчьей Воде. Они же повели себя беспечно, не помышляя об опасности: одни – доспехи свои на телеги сложили, а другие – держали их во вьюках, у иных сулицы оставались не насаженными на древко, а щиты и копья не приготовлены к бою были. А ездили все, расстегнув застежки и одежды с плеч спустив, разопрев от жары, ибо стояло знойное время. А если находили по зажитьям мед или пиво, то пили без меры, и напивались допьяна, и ездили пьяными».

        

Е

«В сіє лѢто Ольгерд побѢди трех царков Татарских из ордами их, си єсть, Котлубаха, Качзея, Дмитра; и оттоли от Подоля изгна власть Татарскую. Сей Олгерд и иныя Рускія державы во власть свою пріят, и Кіев под Федором князем взят, и посади в нем Володымера сына своего, и нача над сими владѢти, им же отци его дань даяху».

        

Ответы