Начало «холодной войны»

 2017-07-07 07:42:00      

Назад ко всем статьям

Темы, посвященные истории «холодной войны», обычно требуют особого внимания при освоении из-за богатства фактологического материала. Страницы учебников и пособий изобилуют перечислением дат, труднопроизносимых имен, сложных аббревиатур и описанием событий, имевших место в другой части света. Чтобы понять, зачем при изучении отечественной истории нужно углубляться в подробности зарубежной истории, необходимо сформировать целостное представление о ситуации, сложившейся в мире после Второй мировой войны. Важно осознавать, что причиной многого, что происходило в СССР, была именно внешнеполитическая целесообразность тех или иных действий в глазах представителей власти.

Задания ВсОШ, касающиеся «холодной войны», могут включать в себя самые разные ее аспекты. Некоторые из них мы попытаемся осветить в этой статье по ходу изложения теоретических сведений. 

Итак, для СССР Великая Отечественная война закончилась победоносно. Германия была разгромлена, уничтожена как государство. Советские войска заняли Берлин, Вену, Будапешт, участвовали в освобождении Праги, Варшавы, Бухареста. Советский Союз не только сохранил за собой все земли, которые перешли к нему по пакту Молотова-Риббентропа (1939 г.), но и расширил свою территорию за счет Восточной Пруссии, Курильских островов и юга Сахалина, небольшой республики в Центральной Азии Тувы.

СССР стал признанным мировым лидером, его международный авторитет неизмеримо вырос. После войны советское государство имело дипломатические отношения уже не с 26, а с 52 странами. Победа над фашизмом, усиление влияния СССР в мире привели и к росту количества левых партий и организаций в странах Европы, активизации их деятельности.

Отношения между союзниками стали осложняться по мере ослабления угрозы со стороны главных военных противников – нацисткой Германии и Японии. Однако «холодная война» зарождалась не сразу. Дружественные государства объединяли не только противоречия, но и хорошо осознанная потребность в совместных действиях. Необходимо было согласовать мнения по странам-союзникам Германии, подготовить мирные договоры с ними, урегулировать ситуацию на Дальнем Востоке с Китаем и Кореей.

Тегеранско-Ялтинская схема устройства мира в целом удовлетворяла страны, боровшиеся с нацизмом, и служила полем для большинства компромиссов. Сплоченность держав проявилась при создании Организации Объединенных Наций на конференции в Сан-Франциско в июне 1945 г.; во время Нюрнбергского процесса 1945-1946 гг., покаравшего главных немецких военных преступников; при подписании мирных договоров государств-победителей во Второй мировой войне с пятью бывшими союзницами гитлеровской Германии: Италией, Финляндией, Болгарией, Венгрией и Румынией. Названные договоры были подписаны 10 февраля и вступили в силу 15 сентября 1947 г. после их ратификации СССР, США, Великобританией и Францией.

Вместе с тем по ряду других важных вопросов согласовать позиции не удавалось. Руководители США полагали, что со временем весь мир будет жить по американским принципам. Основой для такой уверенности служил мощный экономический потенциал государства, выросший за годы войны в 1,5 раза. Кроме того, у Соединенных Штатов уже к концу 1945 года имелось в запасе 196 атомных бомб (в СССР подобного резерва не было). В связи со сложившейся ситуацией 8 послевоенных лет прошли для Советского Союза в условиях ожидания третьей мировой войны. Ее угрозу определила фултонская речь У. Черчилля.

5 марта 1946 г. отставной премьер-министр Великобритании от собственного имени выступил в Вестминстерском колледже г. Фултон (штат Миссури, США) с докладом, который он назвал «Мускулы мира». Под мускулами Черчилль понимал американское атомное оружие, которое доказало свою страшную силу во время атомных бомбардировок японских городов Хиросима и Нагасаки (6 и 9 августа 1945 г.). Первым из мировых политиков Черчилль выступил с предостережением, что для человечества это оружие может стать самоубийственным. Но большую часть своего доклада он посвятил не обоснованию необходимости запретить оружие массового поражения, а доказательству необходимости его эффективного использования. Это было вызвано чрезвычайной озабоченностью западных держав ростом влияния СССР в послевоенном мире. Черчилль обвинил Советский Союз в стремлении к «безграничному распространению своей силы и своих доктрин». Он выдвинул тезис о том, что США и Великобритания в свою очередь должны создать «ассоциацию народов, говорящих на английском языке», чтобы пресечь «экспансионистские тенденции» СССР.

Влияние СССР в странах Восточной Европы было действительно сильно уже на завершающем этапе Второй мировой войны. Левые политические партии вошли в состав правительств Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии. Дружественные отношения были установлены с лидером Югославии И.Б. Тито. Просоветский режим Ходжи был утвержден в Албании. Ким Ир Сен возглавил северокорейское правительство.

Однако поначалу Сталин выполнял договоренности по упомянутым странам, достигнутые в Ялте и Потсдаме. В решениях соответствующих конференций было закреплено проведение свободных выборов во временно оккупированных европейских странах. Так состав правительств этих государств в период 1945-1947 гг. оставался преимущественно коалиционным.

До 1947 г. советское руководство стремилось укрепить свои позиции в восточноевропейских странах через коммунистическое большинство в парламентах и правительстве. Но потом Сталиным был взят курс на преобразование по советскому образцу в Восточной Европе. И главной причиной этого стали события, развернувшиеся вокруг «плана Маршалла».

В июне 1947 года госсекретарь США Дж. Маршалл выступил с заявлением о необходимости срочного предоставления экономической помощи европейским странам. За этим альтруистическим предложением скрывался очевидный политический расчет. Подобная широкомасштабная поддержка ставила экономику 17 стран Европы в зависимость от США и фактически закрепляла американскую гегемонию в мире.

Ранее, в марте 1947 года, президент США Г. Трумэн в послании к конгрессу конкретизировал «политику атомного шантажа», предложенную У. Черчиллем («доктрина Трумэна»). Он выдвинул идею о том, чтобы «сдержать» влияние СССР путем создания американских военных баз в Греции и Турции, т.е. в странах, которые являлись морскими воротами в Советский Союз. В итоге США по отношению к СССР определили две стратегические задачи: как минимум – не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии (доктрина сдерживания социализма), как максимум – заставить СССР уйти из Центральной и Восточной Европы в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма). Политическим шагом к этому стала поддержка антисоциалистических сил внутри стран советского блока вплоть до непосредственного вмешательства в их внутренние дела.

Принятие же «плана Маршалла» явилось экономическим шагом для достижения поставленных целей. Оно завершило раскол Европы на два лагеря. Началось создание военных блоков. В СССР была сформулирована «концепция двух лагерей» – империалистического, антидемократического, и антиимпериалистического, демократического. Традиционное прежде понятие «СССР» уступило место новому – «демократический лагерь». В 1947 году был основан Коминформ, на который была возложена задача «организации обмена опытом и, в случае необходимости, координации деятельности компартий на основе взаимного согласия». На Западе этот ход был воспринят как воссоздание Коминтерна.

Военным шагом к осуществлению планов США стало формирование в апреле 1949 года военно-политического блока 12 западных стран во главе с Соединенными Штатами (Североатлантический пакт, НАТО). В НАТО вошли Бельгия, Исландия, Дания, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Италия, Великобритания, Франция и США.

Меры, принятые СССР, были адекватными мерам США. Прежде всего, Советский Союз форсировал работы по созданию ядерного оружия для ликвидации атомной монополии США. В результате в 1949 г. была создана советская атомная, а в 1953 г. – водородная бомба. Кроме того, СССР оказывал значительную помощь странам «народной демократии», основав для этого специальную организацию – Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). В январе 1949 г. в Москве договор об учреждении СЭВ подписали представители 6 стран: Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии. Через месяц в СЭВ вошла Албания, а в 1950 г. – ГДР, в 1962 г. – Монголия, в 1972 г. – Куба.

В мае 1955 г. в Варшаве был создан военно-политический союз 8 социалистических стран Европы – Организация Варшавского договора (ОВД). В него вошли Албания (до 1968 г.), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия.

В дополнение к отмеченному СССР активно содействовал коммунистическим партиям и движениям капиталистических стран, способствовал росту национально-освободительного движения в колониях, краху колониальной системы и созданию стран «социалистической ориентации».

Конфронтация двух противостоящих друг другу сторон проявилась в ряде кризисов, которые вошли в активную стадию сразу после окончания Второй мировой войны. Одним из первых стал иранский кризис. Еще на заре Советской власти у советских лидеров оформилась идея установить республиканский строй в Иране, опираясь на коммунистическое движение. В годы Второй мировой войны влияние СССР в этом регионе усилилось. Осенью 1945 г. при поддержке советских военных сил в Северном Иране началось массовое движение азербайджанцев за воссоединение с Азербайджанской ССР.

Одним из основных интересов СССР в иранском вопросе была проблема получения нефтяной концессии в Иране и выхода к Персидскому заливу, но главным было укрепление своего экономического и политического авторитета в стране.

Советское военное командование в Иране оказывало осторожное, но твердое противодействие попыткам иранских властей локализовать выступления азербайджанских сепаратистов. В этой ситуации иранское правительство стало апеллировать к международной общественности, в результате чего американская и английская стороны предложили одновременный вывод из Ирана и советских, и английских войск, которые также дислоцировались там со времен войны. После этого в регионе, охваченном восстанием, предполагалось провести Учредительный съезд народа, где планировалось поднять вопрос об автономии Азербайджана в пределах Иранского государства. Следующим шагом вполне могло стать включение Южного Азербайджана в состав СССР. Но в итоге Советский Союз под давлением международного сообщества был вынужден уступить. В мае 1946 года советские войска покинули Иран.

Еще один политический кризис возник вокруг «турецкого вопроса». Сразу после окончания войны СССР стал настаивать на размещении своих военных баз в Турции, что выходило далеко за рамки тех договоренностей о свободе прохода советских судов через Проливы, которые были достигнуты в Тегеране и Ялте. 7 августа 1946 г. СССР предъявил Турции требование о пересмотре конвенции Монтре и создании советских баз. США и Англия, воспринявшие это как угрозу своим интересам в регионе, решительно выступили против планов СССР и направили в восточное Средиземноморье свой флот.

Особое место в процессе послевоенного устройства Европы занимала Греция, которая традиционно относилась к сфере влияния Англии. Считая невозможным непосредственное военное вмешательство в дела государства, Сталин избрал испытанную тактику поддержки коммунистического подполья и развития партизанского движения. В решении этих задач он широко использовал возможности Болгарии, Югославии и Албании.

В западных странах обострение ситуации в Греции было воспринято с тревогой; беспокойство вызывало потенциальное доминирование СССР в Восточном Средиземноморье. В связи с этим Англия и США начали оказывать масштабную помощь (военную и экономическую поддержку) греческому правительству в борьбе с коммунистами-партизанами.

В августе 1947 года Югославия и Болгария заключили договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, что могло стать первым шагом на пути создания Балканской федерации. Опасность для западных стран в этой связи заключалась в том, что такая федерация могла предъявить территориальные претензии к Греции (в части Эгейской Македонии). Далее в сентябре 1947 года Компартией Греции была высказана идея о создании Свободной Греции со столицей в Салониках. На территории Югославии образовалось Временное демократическое правительство Греции. Это лишь обостряло ситуацию.

США, опасаясь прямого нападения Югославии на Грецию при поддержке СССР, предупредили, что подобное развитие событий будет считаться актом агрессии. В случае атаки Соединенные Штаты не исключали собственного военного участия в конфликте. В результате СССР пришлось перейти к демонстративной политике «невмешательства» в дела балканских стран и вывести свои войска из Болгарии. К февралю 1948 года Сталин был вынужден уступить окончательно, заверив Югославию и Болгарию в бесперспективности греческого восстания. Эта позиция была донесена и до руководства КПГ (Компартии Греции), после чего в апреле 1948 года повстанцы вышли на переговоры с центральным правительством.

Одной из главных в отношениях Запад-Восток в первые послевоенные годы была германская проблема. При выборе подхода к ее решению разногласия между вчерашними союзниками по антигитлеровской коалиции достигли своего апогея.

Стоит сразу напомнить, что территория Германии после окончания войны была полностью оккупирована на неопределенный срок. Страна утрачивала национальное правительство и другие символы государственного суверенитета. Властные функции переходили к Контрольному совету, коллективному органу управления Германией, образованному державами-победительницами. В своих зонах оккупации каждая из стран устанавливала собственные порядки. Однако несмотря на разницу в подходах, вплоть до 1948 г. германский вопрос обсуждался представителями СССР, США, Англии и Франции совместно и решения по нему принимались согласованно.

После войны Советский Союз выступал с идеей сохранения единства Германии (не без основания надеясь на усиление советских позиций в Центральной Европе); Соединенные Штаты и Англия, остерегаясь этого, напротив, делали ставку на укрепление своих позиций и «демократизацию» западных районов оккупированной Германии. В ответ на политику Запада Сталин сосредоточился на закреплении в Восточной Германии. Летом 1945 года там была создана Советская военная администрация по управлению советской зоной оккупации в Германии (СВАГ) во главе с маршалом Г.К. Жуковым. С занятой территории (Восточная Пруссия и восточные районы Польши) было интернировано немецкое население (до 12 млн человек).

В идеологическом плане был взят курс на строительство социализма в Восточной Германии. Также СССР проводил репарационную политику в стране: из зоны оккупации в Советский Союз было вывезено 45 % всех промышленных предприятий, угнано более 2 млн голов скота. Стоимость поставок в СССР в конечном счете составила до 30 млрд долларов. Продолжался и вывоз из Германии немецких специалистов на постоянную работу на предприятиях советской промышленности.

Несмотря на разницу в политических подходах к германской проблеме, бывшие союзники были едины в том, чтобы не допустить возрождения сильной Германии. Перелом в обсуждении этого вопроса наступил в 1948 г., когда в феврале-июне состоялась Лондонская конференция западных стран по Германии. На ней было принято принципиальное решение о создании на базе провозглашенного «плана Маршалла» сильного союзного Западу германского государства, главной миссией которого должно было стать «противодействие советской экспансии» в Европе. Это решение положило начало первому в послевоенной истории серьезному осложнению отношений СССР с бывшими союзниками.

18 июня 1948 г. в западных районах Германии была проведена денежная реформа, вводившая твердую немецкую марку. Такая мера была воспринята Сталиным как вызов, тем более что наличие новой валюты подрывало позиции советской военной администрации в Берлине. Ответом СССР стало фактическое объявление блокады западных секторов Берлина. Однако американцы, не имея возможности переправлять в Берлин военные грузы, продовольствие и людей по суше, установили воздушный мост, по которому снабжали Западный Берлин всем необходимым вплоть до мая 1949 года.

8 мая 1949 г. была принята новая германская конституция. Сталину оставалось только признать образование крупного германского государства прозападной ориентации – Федеративной Республики Германии. Первым ее федеральным канцлером стал К. Аденауэр, активный сторонник восстановления Германии в границах 1938 г.

Пытаясь сохранить не только фактическое, но и юридическое положение в Восточной Германии, Сталин отдал распоряжение о создании ГДР (Германской Демократической Республики). Президентом ее был избран руководитель Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) В. Пик. Но восточным немцам не было позволено иметь собственную армию; не имели они самостоятельности и в политических вопросах.

Итак, раскол Германии был завершен. Заключительным его аккордом стало вступление ФРГ в НАТО, а ГДР – в Организацию Варшавского Договора.

Особое значение в новой расстановке сил в послевоенном мире Сталин уделял победе революции в Китае. Это выражалось во всеобъемлющей поддержке Мао Цзэдуна. Лидеры компартии Китая в своей деятельности напрямую выполняли указания Москвы.

Хотя союзниками во время Второй мировой войны и была достигнута специальная договоренность о нейтралитете в гражданской войне в Китае, но советское руководство решило оказать прямую помощь Народно-освободительной армии в борьбе за государственную власть. К лету 1949 года развитие гражданской войны в Китае вступило в завершающую фазу. Тогда Сталин предложил китайским коммунистам не только военную, но и экономическую поддержку. Им был предоставлен кредит в 300 млн долларов. Именно помощь СССР была одним из главных условий, способствовавших победе китайских коммунистов в гражданской войне. 1 октября 1949 года было объявлено о провозглашении Китайской Народной Республики.

Таким образом, другая зона конфликта межу двумя блоками образовалась на Дальнем Востоке. Особенно острой здесь была ситуация в Корее. Попытки великих держав выработать единую политику в отношении этого региона полностью провалились.

После войны страна была разделена на две зоны влияния: на юге – под контролем США, на севере – под контролем СССР. Условным рубежом между этими областями становилась 38-ая параллель. В 1948 году на юге было образовано правительство Южной Кореи во главе с американским ставленником Ли Сын Маном, на севере – просоветское правительство во главе с Ким Ир Сеном. Оба правительства получали значительную помощь от своих патронов; поддержка заключалась и в поставке военных материалов.

Вывод американских войск из Южной Кореи, завершение гражданской войны в Китае, испытание советской ядерной бомбы подтолкнули руководство КНДР к идее вооруженным путем объединить страну. Так в июне 1950 года войска Северной Кореи при участии СССР и Китая (летчики и войска противовоздушной обороны) вторглись на юг. Американские силы выступили на стороне Южной Кореи под флагами ООН. Конфронтация продемонстрировала превосходство советской авиации над американской, однако боевые действия на земле шли неудачно для Северной Кореи: наступление на юг провалилось. После того, как война перешла в затяжную фазу, 28 июля 1953 года удалось достичь перемирия, по которому между КНДР и Республикой Корея была образована демилитаризованная зона шириной в 4 км. Корея осталась разделенной.

Такая же участь постигла и Вьетнам. После освобождения этой страны от японских оккупантов в северной ее части в результате Августовской революции 1945 г. была провозглашена Демократическая Республика Вьетнам, правительство которой возглавил лидер патриотического фронта Хо Ши Мин. Независимость вьетнамского народа отстаивалась в войне, которую повели против ДРВ французские войска из южных районов Вьетнама. Война длилась более 10 лет и была прекращена после ряда серьезных поражений французов. Она завершилась заключением Женевских соглашений 1954 г. Вьетнам оставался разделенным демаркационной линией по 17-й параллели, к югу от которой в 1956 г. была создана Республика Вьетнам, опиравшаяся на поддержку США. Разделенные на части Корея и Вьетнам стали символом раскола мира на две системы на азиатском континенте.

Таким образом, недолгий мир после Второй мировой войны вскоре перешел в затяжную «холодную войну» между недавними союзниками, а «холодная война» все явственнее рисковала превратиться в полномасштабный мировой конфликт.

     

Задание:

Распределите страны по их принадлежности к военно-политическим блокам.

Страны: СССР, США, Англия, Польша, Франция, Италия, Румыния, Канада, Бельгия, Голландия, Португалия, Венгрия, Дания, Норвегия, Чехословакия, Исландия, Люксембург, Албания, Турция, ФРГ, ГДР, Греция, Болгария.

Организация Варшавского договора (ОВД)

Североатлантический альянс (НАТО)

 

Ответ

     

Список использованной литературы:

  1. Вдовин А.И. История СССР от Ленина до Горбачева. М., 2011.
  2. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. Новосибирск, 2000.
  3. Пыжиков А.В., Данилов А.В. Рождение сверхдержавы. 1945-1953 гг. М., 2002.
  4. Терещенко Ю.Я. История России XX – начала XXI вв. М., 2010.