Архитектура первой половины XIX века

 2017-04-14 18:32:00      

Назад ко всем статьям

XIX век оказал значительное влияние на развитие русской архитектуры. В это время появляются знаменитые монументальные строения и развиваются декоративные формы. Главенствующим стилем эпохи является высокий, зрелый классицизм (русский ампир). В первые 2 десятилетия века это классицизм, который вслед за И.Э. Грабарём принято называть Александровским. Период же 20 – 30-х гг. можно условно окрестить «чистым классицизмом».

Решение градостроительных проблем – важнейшая задача эпохи: продолжается застройка Санкт-Петербурга, отстраивается после пожара 1812 года Москва. В моде античность с её художественными формами – дорическим ордером, колонной, аркой.

Одним из крупнейших архитекторов того времени был А.Н. Воронихин. Он участвовал в реконструкции фонтанов Большого грота Петергофа, спроектировал здание Горного института в Санкт-Петербурге.

Главный шедевр Воронихина – Казанский собор. За основу при его строительстве был взят Собор Святого Петра в Риме (прямой отсылкой к нему является колоннада из 96 колонн). В 1813 году в Казанском соборе был похоронен  М.И. Кутузов; тут же помещены ключи от захваченных в период Отечественной войны 1812 года городов и другие военные трофеи. В 1837 году перед собором, напротив концов колоннады, были установлены памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли (оба монумента – работы скульптора Орловского).

Другим архитектором, во многом изменившим внешний вид стрелки Васильевского острова, был Жан Тома де Томон, швейцарец по происхождению. Тома де Томон – автор ансамбля Биржи. Он поместил её грандиозное здание в центр площади, которую обрамил ростральными колоннами-маяками. Идея ростральных колонн заимствована из культуры Древнего Рима, где колонны украшались рострами – носами кораблей. Само же здание Биржи, монументальное и величественное, отсылает нас к древним греческим храмам.

Отдельного внимания при рассмотрении классических петербургских построек заслуживает ансамбль Адмиралтейства, возведённый по проекту А.Д. Захарова.

Картинки по запросу адмиралтействоАрхитектор установил над воротами шпиль, на котором и по сей день возвышается один из символов Санкт-Петербурга – кораблик. Существует версия, трактующая его как образ фрегата «Орёл», первого русского военного корабля.

В Адмиралтействе, как нетрудно догадаться, располагалось морское  ведомство. Над парапетом верхней площадки павильона башни – аллегорические фигурные изображения Ветров, Кораблестроения и др. От сооружения расходятся три проспекта: Вознесенский, Невский, Гороховая улица.

Ведущим петербургским архитектором эпохи классицизма был К.И. Росси. Важная особенность его творчества заключается в том, что Росси не просто представлял проект здания, он мыслил целыми ансамблями, поэтому в результате у него появлялся не один дворец, а целое переплетение площадей и улиц, арок и парков. Так был создан Михайловский дворец, находящийся между Марсовым полем и Михайловским замком.

Главным делом Росси являлась разработка проекта Дворцовой площади. Перед архитектором стояла непростая задача – соединить яркий, барочный Зимний дворец с классическим Зданием Главного штаба. Росси нашёл решение в том, чтобы «разбить» фасад здания Штаба триумфальной аркой, открывающей проход к Невскому. С помощью неё удалось добиться симметричности площади. На арке возвышается скульптура – «Колесница Славы» – авторов Пименова и Демут-Малиновского.

Говоря о Дворцовой площади, нельзя не упомянуть об Александровской колонне (Александрийском столпе) высотой 47,5 м, воздвигнутой Огюстом Монферраном. Колонну венчает ангел с крестом.

Ещё одна известная работа Росси – Александринский театр, причём сам архитектор оформил и прилегающую к постройке театральную площадь, которая позже стала носить его имя.

Последнее творение Росси – здание Сената и Синода, которое находится на Сенатской площади. Архитектор соединил два здания мощной триумфальной аркой; в ней можно заметить новые черты, характерные для позднего ампира: дробность архитектурных форм, перегруженность скульптурными элементами.

К 1840-м годам классицизм видоизменяется, становится более тяжеловесным. Примером архитектуры той эпохи является Исаакиевский собор, процессом возведения которого управлял Монферран.

Собор строился очень долго. Существует легенда, объясняющая этот факт: согласно ей Монферрану предсказали, что он умрёт, когда закончит строительство; именно поэтому всё настолько затянулось. Как только собор был освещён, архитектор скончался.

Упомянутые выше архитекторы создавали сооружения в Санкт-Петербурге, однако в Москве работали не менее прославленные мастера, внёсшие огромный вклад в сохранение национальных русских традиций. Так, О.И. Бове возвёл Торговые ряды, рядом с которыми был установлен памятник Минину и Пожарскому работы И.П. Мартоса. Среди других творений Бове можно отметить ансамбль Театральной площади и само здание Большого театра. Ему также принадлежат Триумфальные ворота у въезда в Москву.

К 1830-м годам классицизм начинает изживать себя – на смену ему приходят эклектика и ретроспективное стилизаторство (историзм). В Санкт-Петербурге работают такие архитекторы, как Штакеншнайдер (Царицын павильон в Петергофе), Л. Фон Кленце (Новый Эрмитаж). В духе неоренессанса строится здание Балтийского вокзала (А.И. Кракау), в барочном стиле перестраивается фасад Мариинского театра. Распространяется «русский стиль», получивший особую популярность в Москве. Он нашёл свое отражение в творчестве К.А. Тона (храм Христа Спасителя в Москве). В этом же стиле творили А.А. Семенов и В.О. Шервуд – здания Исторического музея, А.Н. Померанцев – Верхние торговые ряды, Д.Н. Чичагов – здание Городской думы. Примером псевдорусского стиля является работа А. Парланда – храм Спаса на Крови (в Санкт-Петербурге), возведённый на месте убийства Александра II. Также особое место в архитектуре того времени занимало строительство доходных домов, отделка которых чаще всего выполнялась в историческом стиле.

Таким образом, классицизм, важнейшее архитектурное течение XIX века в России, пережив несколько стадий своего развития, уступил место другим направлениям, которые стали закономерным этапом в истории русской архитектуры, позволив в разнообразных формах и деталях сооружений воплотить черты новой эпохи.

 

Список литературы:

  1. Искусство. Энциклопедия для детей. Том 7. Часть 2. – М.: Аванта+, 1999 г.
  2. Милов Л.В., Цимбаев Н.И. История России XVIII – XIX веков. – М., 2006 г.
  3. Пазин Р.В. История развития российской культуры.
  4. Википедия.