Государственное регулирование в условиях рыночной экономики

 2017-04-15 15:27:33      

Назад ко всем статьям

В прошлый раз мы разговаривали о том, как достигается равновесие на рынках товаров и услуг, а в этот раз поговорим о том, как государство может влиять на рыночное равновесие.

Государственное регулирование рыночного механизма представляет собой воздействие органов государственной власти на условия и порядок формирования уровня цен и объемов продаж на каком-либо рынке. Государство может принимать одну или несколько из следующих мер: квота, пол/потолок цены, фиксированная цена, налоги или субсидии. Рассмотрим основные (наиболее распространенные на олимпиадах) из них.

Начнем с квотирования: государство может ввести предельный объем продаж, то есть запрет на продажу больше товаров, чем определенное количество. Если это количество не меньше равновесного, то равновесие не изменится. Если же количество меньше равновесного, то произойдет увеличение равновесной цены и уменьшение равновесного объема. Новая точка равновесия будет располагаться на кривой спроса.

Потолок цен: государство может устанавливать максимальную цену. Если эта цена выше равновесия, то ничего не изменится. Если же она ниже, то равновесная цена будет равна максимальной и на рынке возникнет дефицит, а фактически будет продано ровно столько, сколько готовы продать производители по этой цене.

Пол цен: государство может устанавливать минимальную цену. Если эта цена ниже равновесия, то ничего не изменится. Если же она выше, то равновесная цена будет равна минимальной и на рынке возникнет избыток, а фактически будет продано ровно столько, сколько готовы купить потребители по этой цене.

Фиксированная цена: государство может обязать агентов заключать все сделки по определенной цене. Если она ниже равновесной, то на рынке возникает дефицит, а фактически будет продано ровно столько, сколько готовы продать производители по этой цене. Если она выше равновесной, то на рынке возникнет избыток, а фактически будет продано ровно столько, сколько готовы купить потребители по этой цене.

Налоги: самым распространенным видом налога является потоварный. Он может быть установлен в виде фиксированного сбора с каждой проданной единицы товара, или определенного процента от цены каждой проданной единицы товара, или определенной процентной надбавки к цене каждой проданной единицы (например, НДС).

Рассмотрим влияние налога в виде фиксированного сбора (t рублей) на каждую единицу товара, налог уплачивается продавцами. Введение налога вызовет параллельный сдвиг кривой предложения вверх на величину t. Почему? Ранее производители согласны были предложить определенное количество товара, скажем Q’ , если его цена составит P’. Теперь же они согласятся предложить то же количество товара, если только цена-брутто (цена с учетом налога) будет на t рублей выше, чем P’ . В этом случае производители получают цену-нетто (цену без учета налога), равную прежней. Это рассуждение применимо к любой точке кривой предложения. Таким образом, все точки кривой предложения переместятся вверх на t рублей.

Рассмотрим влияние налога в виде определенного процента (t%) от цены товара. Важно понимать, что фраза «налог составляет t% от цены товара» означает «налог составляет t% от новой (после введения налога) цены товара», а не «налог составляет t% от первоначальной цены товара». Ранее производители согласны были предложить определенное количество товара, скажем Q’ , если его цена составит P’. Теперь же они согласятся предложить то же количество товара, только если старая цена будет на t% ниже новой цены-брутто (цена с учетом налога). В этом случае производители получают цену-нетто (цену без учета налога), равную прежней.

Рассмотрим влияние налога в виде определенной надбавки (x%) к первоначальной цене товара. Ранее производители согласны были предложить определенное количество товара, скажем Q’ , если его цена составит P’, то теперь они согласятся предложить это же количество товара, только если цена-брутто будет на x% больше старой цены.

Субсидии влияют на спрос и предложение аналогично, но в противоположную строну.

Ниже приведена таблица, в которой показано, как изменяются функции спроса и предложения в зависимости от введения субсидии или налога.

http://cs624920.vk.me/v624920681/17b9c/5UkPItdG2Sw.jpg